Проповедь 25.01.07
Февраль 27, 2007Первое воскресение Великого Поста по календарю византийской Церкви
Евр 11,24-26.32 – 12,2; Ин 1,43-51
У Иоанна теологический текст, не просто диалог. Иисус, увидев Нафанаила, говорит: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Лукавство – по гречески «dolos» — обман, хитрость. Лукавый человек в Писании – тот, кто пытается хитрить перед другими, а на самом деле сам себя обманывает. Лукавство – дефект сердца. Поэтому то, что Иисус говорит о Нафанаиле, – даже не комплимент. Иисус как бы констатирует: «Это человек, с которым можно нормально разговаривать».
Когда Иисус говорит: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя», это, по-видимому, аллюзия, понятная для иудеев, знакомых с богословием предвечного Слова Божия, которым всё сотворено, и судьбы человеческие. Вот что удивительно для меня: не будучи лукавым, Нафанаил понимает именно то, что Иисус хотел сказать. Не выискивает формальные смыслы высказывания, как, по сообщению Евангелий, поступали фарисеи и законники. Хитросплетения риторических приемов, попыток формального анализа текста здесь нет, потому что это может быть использовано как способы защиты. Нафанаил отвечает: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» – это символ веры. Иисус говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». То есть: то, что вы увидите отныне, и есть настоящая мистика.
А видят ученики, что Иисус ходит пешком, по деревням и провинциальным городкам, проповедует без устали, лечит, исцеляет какое-то количество людей, в другое время уходит и молится. Евангелие это преподносит как нечто внешне великолепное. На самом деле это очень скромная жизнь. Да, для израильтян, темпераментных, впечатлительных, это эмоционально насыщено, но это мистика неяркая. Далее будут преображение, Гефсимания и крест. Иисус говорит: «Во всём этом присутствует общение ангелов Божиих со Мной и с вами, какого никогда не было». Это общение с ангелами, снование ангелов взад-вперед, с вестью и благословением от Бога и обратно от учеников с вестью и благодарностью, – это наша христианская жизнь. Правильные мысли и решения, которые посещают нас на фоне отчаяния и нежелания эти мысли принимать, – действие посланцев Бога.
Да, есть, конечно, исключительные чудеса, которые производят большое впечатление нарушением законов природы. Но эти чудеса как бы «были и прошли», кто обратил внимание, тот обратил, у кого-то в памяти осталось, а у кого-то выпало. А те вещи, которые выкристаллизовываются в вере, в сознательном поиске воли Бога, – это надежные вещи. Хотя можно сойти с ума, сорваться. Но община устроена так, что сойти с ума не дает. У общины есть коллективный опыт благодати Божией, Духа Святого, и этим опытом община держит друг друга. Счастье, что у нас это есть и что это работает.
В жизни общины ее внутреннее выживание прямо связано с активностью внешней миссии и апостольства. Жизнь в Духе дает людям лекарство от жалости к себе – люди действительно преображаются любовью, полученной от Бога, и ясностью, уверенностью в этой любви. Хотят – не хотят, они эту ясность распространяют. А выдавливать из себя свидетельство искусственно, быть миссионерами для галочки не получается.
Наш еженедельный опыт четырехчасового общения, когда мы имеем возможность в первые два часа главные вещи высказать, затем вознести их в молитве к Богу и получить ответ – драгоценные часы, и я благодарен Богу за них.