Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 15.09.07

Сентябрь 19, 2007

Притча о талантах – заезженная. На этот раз я обратил внимание на то, с какой реалистичностью Иисус говорит об аде, о выбрасывании во тьму, за пределы Бога. Ужас этой притчи усиливается тем, что тот, у кого было пять талантов, имел оперативный простор: всё-таки сумма большая, он пустил ее в дело и приобрел еще пять талантов. А тот, у кого только один талант – потеряет он его, неудачно вложив, и с чем останется?

Такое ощущение, что Бог от нас требует риска, противоречащего нашим разумным представлениям о жизни, требует невозможного доверия. Этот тот минимум, которого Бог просит, чтобы нам не оказаться выброшенными во тьму внешнюю. Можно, конечно, пытаться делать скидки на этот жанр, восточный, мидрашеобразный, но суть всё равно тяжелая. Начинаю смотреть на собственную жизнь, где таких моментов полного предания себя в руки Бога очень мало было. Есть восточная притча, кажется, индуистская. Человек упал в пропасть с обрыва, ухватился за корешок, который торчит, и воззвал к Богу. Появился ангел. Человек кричит: «Вытащи меня!» Ангел говорит: «Отпусти корешок, тогда вытащу». Это не получается. Не получается поставить себя на такую грань доверия к Богу, чтобы отпустить.
Но доверие к Богу предполагает знание Бога. Да, мы читаем Евангелие, заповеди, знаем моральную теологию. Но это знание, в котором больше белых пятен, чем ясности. Возьмем учение Фомы Аквинского о справедливой войне: одно из условий – если есть серьезная угроза жизнеспособности государства. А кто его знает? Кажется, что угроза есть, а на самом деле, может быть, это пропагандистская шумиха. Или у вражеского военачальника решимости не хватит. Неизвестных обстоятельств много. К главнокомандующему информации стягивается много, но ясности всё равно нет, и решение приходится принимать на свой страх и риск. И тут бы знать намерения Бога, что у Него вообще на уме. Не знаем. Знаем правила моральной теологии, безопасные правила. На них выжить можно, но можно ли святость обрести? Это значит, что нужно иметь сверхъестественные дары, дары Духа: знание, разумение. А они, как правило, просто так не даются. Они – ответ на целую жизнь, посвященную молитве и Богу.
Требования веры в этой притче кажутся очень жестокими, несоизмеримыми, не по нашим силам. Но история показывает, что если Богу отдаешь – прежде всего, время, – то получаешь дары и знания, которые этот риск делают не слепым. Молодые священники, как правило, долго и горячо проповедуют, объясняют, как нужно жить, как правильно жить. Но чем больше начинают влезать в конкретную жизнь человека, тем меньше понимают и тем меньше у них уверенности. Поэтому стараются глубоко не въезжать.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website