Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 20.10.07

Октябрь 23, 2007

Сегодня мы празднуем 2-й Никейский собор, или 7-й вселенский
(VIII в.), когда по проблеме иконопочитания было подтверждено мнение, которое существовало в Церкви давно, несколько веков: что в иконах мы поклоняемся первообразу. Как часто бывает в богословских спорах, решение было найдено в разделении понятий: акт молитвы перед иконой и отношение к иконе включают поклонение и почитание. Поклонение устремлено к Богу и только к Богу, а почитание относится к вещам, которые ассоциируются с вечной жизнью, с Богом, через которые мы можем обращаться к Богу. Отношение к иконам — не поклонение, не обожествление их, а почитание первообраза, который на них изображен.

Так называемый иконоборческий собор, на котором иконы были осуждены, имел место за 50 лет до Второго Никейского, дискуссия развернулась еще раньше, причем небескровная: и в ссылки отправляли, и страсти кипели, до и после. Это всё как-то грустно.

С другой стороны, понятно, что для восточного христианства характерно отсутствие четкой границы между священным и несвященным, между Богом и творением, обожествленным и необожествленным. Это черта восточного отношения с миром. Не раз уже мы говорили о том, что в восточном христианстве черты восточного мировосприятия сформулированы лишь частично. Гораздо больше не сформулировано, а проявляется в том, как люди относятся к иконам, целуют, украшают их, с каким трепетом относятся к мироточению. Хотя на мой простой взгляд, мироточение — это часто физический эффект. Когда церковь начинают посещать, меняется температура и влажность, и возникает эффект конденсации на масляной поверхности доски.

Самое существенное в иконах — то, что через них проявляется сила Божия. Если почитание и поклонение — субъективные вещи, то проявление силы Божией — то, от чего никуда не прыгнешь. Вещь, которая меня и мучает, и вызывает ощущение профнепригодности: Бог создал нас так, чтобы Его сила проявлялась через нас, чтобы мы были активными участниками в вызывании, направлении Его силы.

Дело-то еще в том, что Его сила проявляется не как в фильмах в жанре фэнтези: зеленый луч ударяет в отрицательного персонажа, появляется огненный ореол, и персонаж сгорает в этом ореоле. Сила Божия действует совсем не так, как зрительные эффекты, а так, что увидеть ее можно только духовным зрением. Нужен взгляд на всё с позиций Бога Творца и Искупителя. Чтобы этим взглядом смотреть на происходящее, надо освободиться от своего узко-эгоистического взгляда, который подпитывается суетой, озабоченностью, страхами. Нужно преодолеть свое «я» и смотреть на другого человека глазами Бога — как на своего ребенка, покалеченного, но любимого и желанного, которому у меня есть возможность дать счастье выше крыши, не такое, как этот ребенок представляет себе сейчас, а основанное на пребывании в большом «мы», где все имеют возможность друг другу доверять, друг на друга опираться, благодаря главному Отцу.

Если говорить о моем отношении к иконе, то молитва перед иконой помогает мне смотреть на Бога и черпать Его силу и передавать в мир через себя.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website