Проповедь 27.10.07 — Хиротония нового епископа
Октябрь 31, 2007Эта притча — вечная тема для медитации над верой, и применительно к нам самим, и применительно к тому, почему получается плохо с несением, распространением, укоренением слова.
Сегодня хиротония нового епископа. Он приходит на место того, который 16 лет тут пробыл и создал структуру приходов, общин, идеологической и финансовой надстройки над этим. С надстройкой получилось, с остальным — трудно сказать.
Я в прошлый раз рассказывал, как на освящение церкви в Новокузнецке собрался цвет католического Кузбасса. Люди за 400-500 км поехали ради чего? Посмотреть на церковку и помолиться. Понятно, что там была и молодежь, легкая на подъем, но много было и людей зрелого возраста, у которых полно дел. Но они приехали, потому что есть у них чувство принадлежности к вселенской Церкви, чувство Церкви. Далеко не все осознают именно вселенскость Церкви. Это осознание — важнейшее, без него католиком быть нельзя. Неважно, что они думают, но ноги их привели именно туда.
Здесь мы такого не видим. Конечно, с удовольствием приезжают в Москву на автобусах на великие праздники, но это как 20 лет назад за колбасой. А такого, чтобы приехали в маленький городок из Москвы, из других приходов — это очень редко и в других количествах. Здесь чувство солидарности на порядок ниже. Иисус говорит о склоне горы, который человек перепахивает и где слой почвы то толще, то тоньше, и солидарность — то, что составляет толщину плодородного слоя почвы. Человеческая солидарность, которая есть на периферии, в Сибири, где людей мало и они ценят общение, помогают друг другу. На это ложится вера. Ощущение вселенской Церкви оказывается не теоретическим, а воплощенным в дела.
Повторяю, сегодня важное будет событие в истории Католической Церкви здесь. Будет поставлен епископ, впервые человек с опытом общин — организации общин, окормления, жизни в движении. Движение — не просто собрание людей, там удержаться не легко. Туда идут те, кому Бог интересен больше, чем другим. Для этого они входят в общинную жизнь, чтобы через нее, через людей, через процессы поймать Духа Святого и стать частью Церкви. Движение — на склоне горы это целый газон. Я, работая над нашим справочником, смотрел тексты об активности мирян в XX веке. Конечно, неизмеримо она возросла. Невозможно в этом отношении Католическую Церковь ХХ века сравнить с предыдущими временами. Может быть, в какой-то мере можно сравнить с периодом возникновения нищенских монашеских орденов и с евангельским движением, которое сопровождало эти процессы. Но так, как теперь: в Европе Церковь отстранена от политической власти, от богатства, от землевладения, лишена возможности говорить с народом свысока — и чтобы такая активность снизу — такого не бывало.
Мы живем в необычный период. Нам повезло, что Католическая Церковь научилась с этой активностью обращаться. Нас не гонят, хотя мы устраиваем как бы фокусы пастырские. К моему удивлению, авторитет нашей общины в Церкви довольно велик. Я это обнаружил на встрече в Новосибирске, хотя сам я об общине не так уж много рассказывал.
Католическая Церковь научилась эти спонтанные ростки веры заново не перепахивать и не сажать поверху квадратно-гнездовым способом то, чему полагается расти. Сможет ли новый епископ сделать что-то с архиепархией? Думаю, что он хоть пастырскую работу с настоятелями начнет.
Мое видение провидения Божия: ситуация церковных отношений сложилась таким образом, что есть возможность прийти иностранцу — не иностранцу, но пастырю, который чувствует жизнь Святого Духа в общине. А то в прошлом мне доводилось слышать: «Настоятели приходов должны более тщательно готовить кандидатов к миропомазанию: у каждого в руке должна быть картонная табличка с именем». Это больно было слышать. Надеюсь, теперь ситуация изменится. Помолимся за нового епископа.