Проповедь 1.03.08 — Неделя мясопустная
Март 4, 20081 Кор 8,8 — 9,2; Мф 25,31-46
У нас нет необходимости друг друга накормить, напоить или одеть. В нашей общине все накормлены и одеты. Если есть насущная нужда в деньгах, всегда есть возможность ее удовлетворить. Зато не так много выслушанных. Вещь, о которой ты, Шура, в самом начале рассказывал: ухо, слух — орган, через который Бог говорит в душе. Слушание — процесс, когда душа слушает Бога. Трудность в том, что душа может быть настроена на то, чтобы слушать саму себя: собственный страх, нежелание вникать в другого человека. Или душа может быть настроена на то, чтобы другого человека, как он проявляется перед тобой, принимать как единственную реальность, реальность в последней степени, за внешностью не видеть страдающей человеческой души, а за ней страдающего Бога.
Сейчас начнется пост, когда мы будем думать прежде всего о Его страданиях. Без этого не получается любовь — любовь как включение в водоворот жизни в Боге и с Богом, куда обязательно входит видение страданий Бога и страданий человека.
Нормальная вещь, что на группе после введения о молитвенном слушании сама практика, упражнение на слушание, показала трудности, которые на первый взгляд кажутся непреодолимыми. Как тебе, Вика, не бояться быть в центре общего внимания? Как тебе, Шура, сделать так, чтобы Викин страх принять и принять ту Вику, которая за этим страхом находится, не пугаться этого страха и не пытаться его разрушить хирургическими мерами? Это неразрешимая вещь для каждого из нас. Да, кому-то нетрудно общаться попарно с Викой, с Шурой. Но у каждого из нас есть такие близкие или далекие люди, в общении с которыми мы не можем преодолеть этих или похожих реакций. Недостаточно настраиваться на другого человека, как рекомендует Роджерс. Надо молиться, включая всё, что относится к молитве: просьба, покаяние, принятие помощи от Бога в таинстве. Всё это дает молитве настоящую силу. Будет настоящая молитва — будем способны слушать, что Бог в другом человеке говорит. Я сейчас не говорю о наших успехах, о том, что, несмотря на все эти трудности, мы живем как община, говорим о том, о чем нам тяжело и неприятно говорить. Я не говорю о том, что мы держимся вместе по благодати. Сейчас время поста, время думать о недостатках. Группа — с одной стороны полигон, с другой стороны пространство, где происходит настоящее общение.
Молитвенный настрой должен предварять и пронизывать любое наше общение, потому что без помощи Бога ничего у нас не получается. Проповедь демагогическая, но освещена реальной небольшой драмой, которая произошла на группе, и в этом отношении актуальна.