Проповедь 20.3.08 — Великий четверг (Латинский обряд)
Март 22, 2008Исх 12,1-8.11-14; Пс 116; 1 Кор 11,23-26; Ин 13,1-15
Интересно, в какой мере Иисус ощущал, что Бог Отец через Него всё сотворил, что Он связан с тканью всего мироздания. Когда Он творил чудеса по молитве Отцу, с восстановлением человеческих тел — не функциональным, а с восстановлением материи тел, с изменением погоды — чувствовал ли Он это, или такие вещи находятся за пределами того, что сознание человека может зафиксировать? До каких глубин Его природы простиралось Его человеческое сознание? В Евангелиях находим отдельные фразы: «Я и Отец одно», «Не буду просить Отца, а Сам сделаю то-то и то-то», «Прежде, нежели был Авраам, Я есть». Это и понимание, это и опыт, который, к сожалению, невыразим, и поэтому так скупо звучит в Евангелиях. Как пишет евангелист Иоанн: зная, что Он от Бога пришел и к Богу уходит (всё, командировка закончилась) — что Он делает? Воспроизводит обычай слуги мыть ноги гостям, подразумевая, что это не просто образец поведения, служения, который Он им оставляет, а прежде всего имея в виду, что такова позиция Бога: не сверху надзирать и командовать, а очищать уже очищенного. Командовать можно теми, кто человеческого языка не понимает. А с очищенными надо по-другому.
Мы смотрим на апостолов, как они нелицеприятно изображены в Евангелиях, Деяниях, посланиях. Видим, что это люди ищущие, не очень умные, эгоистичные, стремящиеся к власти, созависимые от родственников, стремящиеся в общине этот дух созависимости, эгоизма и т.п. воспроизвести. Единственное, что положительного у них есть — поиск Бога и сознание того, что нашли они, наконец, Бога в Иисусе. Ничего больше положительного в них нет, по большому счету.
И вот как Иисус этих людей описывает: как человека, который весь чист, только подошвы грязные. Перспектива совсем другая. Для Бога другое важно, а не те вещи, которые в глаза нам лезут. Иисус говорит, что только подошва грязная.
Об Иуде Он этого сказать не может, Иуда для Него нечист. Иоанн пишет, что Иуда был вор, имел партийную кассу и непонятно как с ней обращался. Больше никто об этом не пишет из евангелистов. Наоборот, образ складывается положительный, по крайней мере из позднейших интерпретаций. Иуда хотел победы мессианства в Израиле, чистый борец был, принципиальный человек, не привязывающийся к личностям. Для Иисуса всё наоборот. Для Иисуса Иуда нечист: мой ему ноги, не мой — всё равно нельзя иметь с ним дело. Чужой человек.
Это очень серьезное предупреждение — Иуда, или 8% (один из двенадцати). Статистика большая получается: 8% предателей. Сейчас не об Иуде речь, а о том, чтобы нам ценить дар веры и не потерять его.
Сегодня мы разгонялись долго и мучительно, а дальше дело пойдет проще, если мы будем относиться к планам не как к тому, что делается для дяди, для галочки, не как к анкете, в которой все графы надо заполнить. Нужно найти главную нить покаяния на следующий год и работать с этим.