Проповедь 26.07.08
Июль 29, 2008Рим 12,6-14; Мф 9,1-8
Первое чтение говорит о принципах жизни в христианской общине. Это традиционный для античной литературы жанр списка. Всё держится на дарах, которые даются по благодати: кому-то дар пророчества, кому-то — учения, кому-то — увещевания, кому-то — администрирования, кому-то — благотворения. На этом Павел прерывает перечисление, но можно было бы его продолжить.
Церковь устроена таким образом, что места в ней люди занимают не просто по своему хотению и профессиональной подготовленности, но по дарам. Эти дары — больше чем профессиональная готовность. Профессионалом человек может быть, не видя дальше своего носа, не чувствуя, не понимая дальше своего носа. С дарами по благодати не так. Они всегда держатся на вере, то есть на понимании главного. Не на слепой убеждённости, не на самогипнозе, а на видении главного, на живом взаимодействии с Богом.
Человек такое слабое создание, что сознательно пребывать в этом взаимодействии, держать руку на пульсе этого взаимодействия он не может. Взаимодействие идёт, но человек власти над ним не имеет. Можно унывать, обвинять Бога во всех смертных грехах, прежде всего в грехе невнимания ко мне, и в то же время делать то, что нужно делать. Уровень, о котором идёт речь, находится за пределами рефлексии. И долгое время на этом можно жить. Но потом необходим приход в сознание и прорыв сознания к Богу. Иногда это устраивает Бог, иногда это происходит само собой.
Апостол говорит о братолюбии с нежностью и почтительностью, но говорит и об усердии, которое не должно ослабевать, о терпении в скорби, о постоянстве в молитве, о необходимости не прекращать помощь нуждающимся, даже если я чувствую, что мне сейчас хуже, чем им. Постоянство в усилиях над собой позволяет пережить периоды темноты, неуверенности в Боге и в себе.
В евангельском фрагменте Иисус говорит: «Прощаются тебе грехи, встань и ходи». Это явное чудо. Такие чудеса мы редко видим. Но каждый раз, когда мы просим с сокрушённым сердцем о прощении, когда исповедуемся с сокрушённым сердцем — это всё одновременно и акты исцеления, которое накапливается, песчинка за песчинкой. И наступает момент, когда изменения становятся видимыми. Опять-таки не по силе нашего разума, нашей воли. Бог делает изменения явными, и мы видим, как меняются люди.
Важное событие — праздник в Ерино. С разных позиций на него можно смотреть: праздник благодати, праздник человеческого духа. Эти ребята 2-3 года назад, когда употребляли, совсем другие люди были. Понятно, что в центре искусственная отчасти среда, искусственные отчасти отношения. Ребятам навязываются отношения любви, до которой они не доросли ещё. Однако эффект уже виден, и эффект огорошивающий. Наркоманский цинизм, наркоманская неверность, мгновенные переходы от здравомыслия к безумию — этого уже нет. Всего через несколько лет перед нами здравомыслящие люди, стабильные, способные слушать и способные сказать нет, если нужно, своим страстям.
Это всё делает терапевтическое сообщество. Церковь стоит где-то сбоку, но Христос там присутствует вовсю.
Невольно мои мысли, ослабшие от недоедания, переносятся к празднику «1020», проходящему на Украине. Дух Божий там действует, но в очень болезненном процессе, в котором человеческая слабость и вытекающее из неё безумие проявляются почти как доминирующие. Вслед за распадом СССР идёт вторая волна распада МП. Поместная Церковь была создана не при советской власти, но сформировалась гораздо раньше как Церковь, «заточенная» под самодержавие, под империю. Можно из Византии тянуть концы, но достаточно и российского самодержавия.
Сейчас идёт процесс образования такой же Церкви на Украине — Церкви националистической, единой с государством и народом. Для Московской Патриархии это искупительный процесс, хотя она его воспринимает как унизительный, позорный.
Но проблема в том, что украинская Церковь, созданная из осколков того же имперского православия, вряд ли окажется лучше. Фундаментальный порок православия, известного нам в истории — сращивание с национально-патриотическим, ослабляющее внутриправославные связи. Этот порок, этот грех преодолевается Католической Церковью, наднациональной. Преодолевается неидеально, с уклоном, может быть, в другую крайность — централизм, но преодолевается.
Расколотая Православная Церковь, каждая часть наполнена националистическими амбициями — это плохо. Греко-католическая Церковь, которую некоторые понимают как Православную Церковь, входящую в общение с Римским Престолом, обладает тем же пороком. Это модальность отношения к власти. Такова человеческая психика: если сложилось определённое отношение к власти, оно переносится на и на земную власть, и на божественную. Это отношение к власти как к тому, перед чем моё личное достоинство ничего не значит. Это зафиксировано в литургии (не говорю уже о структуре такой Церкви). Через литургию это отношение воспроизводится. Пытаясь очистить литургию от пышных титулов по отношению к Богородице, Христу, священнику, главе Церкви, мы стараемся избавиться от порока рабства, системно присутствующего в православии.