Проповедь 2.08.08
Август 6, 2008Рим 15,1-7; Мф 9,27-35
У этих слепых оказалось достаточно веры, чтобы принять исцеление, увидеть, но недостаточно послушания, чтобы сохранить это в тайне, как строго сказал, приказал Иисус. И возникает вопрос: насколько исцеление пошло им на пользу? Вера без послушания не работает. Если я могу верить Богу, что Он даст мне исцеление, потому что я хочу получить это исцеление, но не слушаю Бога в других вещах, которые мне не нравятся — вряд ли такую веру можно назвать плодотворной. С этим мы сами всё время сталкиваемся и обламываемся на этом. Приятную для нас волю Божию принимаем с готовностью, неприятную пытаемся обойти. А волю Божию не обойдёшь.
Вчера мне С. прислал документ — письмо украинского греко-католического кардинала Любомира, которое тот ещё на Пасху послал предстоятелю Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Московской Патриархии и автокефальной Церкви. Предложил путь к созданию единой поместной украинской Церкви на евхаристическом богословии, на богословии общения (по-украински — сопричастия). Смысл в том, что, при согласии трёх епископов, трёх патриархов: римского, константинопольского и московского — будет создан совет украинских Церквей византийского обряда, — совет, который со временем выберет одного патриарха украинской Церкви, и, возможно, будет для всех верующих этой Церкви общение в таинствах. Это при условии согласия и дружелюбного отношения трёх сторон. Это не рецепт, который завтра можно выполнить, а путь.
Конечно, из Киевского Патриархата ответили грубо, эту экклезиологию полили грязью. Сказали: те, кто относит себя к римской Церкви, пусть примут латинский обряд. Понимания нет. Из Москвы, думаю, просто не ответили.
Конечно, очень не хочется вовлекаться в церковно-политические вопросы. Если в них вовлекаться, забываешь о том, что перед носом. О собственной греховности, о собственном диалоге в благодати с Богом. О ближайших делах. Тянет перенести весь пафос и жар души на Киевский Патриархат. Но ключ к здравому отношению — на всех уровнях видеть один процесс, живую драму борьбы жизни и смерти, тёмных сил и светлых, любви и ненависти и равнодушия.
Кирилл написал в конце духовных упражнений: он понял, что страсти Христа в Евангелии описывают всю человеческую жизнь, все отношения. Это понимание — хороший результат духовных упражнений. Страсти простые: борьба с собственным «я хочу» и «я не хочу». Чего-то я не боюсь, поэтому жажду, другого не хочу — и начинаю хитрить, извиваться, «и Ты, Боже, не лезь, не мешай».
На всех уровнях одно. Секрет простой: в молитве войти в эту реальность, отдать себя Богу полностью и ощутить, как действуют эти силы в моей жизни. Ощутить действие сил зла, узнать их как реальность, «быть в контакте с ними». И отдать себя под защиту Божией благодати и ангельских сил. Тогда станет понятно, и что от меня нужно в больших вопросах, в вопросах церковной политики.
Пребывание в этой реальности — молитва. Не «бла-бла-бла», не «дай-дай-дай», а вхождение в тайну и процесс искупления, в котором для каждого из нас своё место есть.