Проповедь 9.08.08
Август 14, 20081 Кор 1,10-18; Мф 14,14-22
Павел говорит о разделениях, которые он противопоставляет единству в духе и мысли. Под разделениями он здесь подразумевает принадлежность к разным харизматическим основателям: к самому Павлу, Аполлосу, который был, по-видимому, харизматической личностью, хорошим евангелизатором. Затем есть Кифина группа — те, кто Петра признавали главой и основателем христианских общин в Палестине. Да, отчасти в этом опасность есть, когда Церковь маленькая и не выработано ещё достаточно механизмов демонстрации и утверждения единства, целостности Церкви. Сейчас в римской Церкви таких механизмов выработано выше крыши. Тогда вроде и свободы больше было, но и опасности от свободы определения тоже было больше.
Психологически разделения по отцам-основателям понятны. Павел в другом месте говорит: я родил вас словом. Мы неоднократно об этом говорили: к тому, кто тебя рождает в жизнь в Церкви, отношение особое. Это не просто проходная фигура, функционер, который тебя крестил; ему удалось затронуть в твоей душе такие струны, которых никто прежде не затрагивал. Сыновнее, дочернее отношение к лидеру, основателю очень важно. Через это отношение осуществляется путь к Богу и общине. Другое дело, когда человек не развивается дальше, а зацикливается на фигуре «личного спасителя», слепо ему доверяет. Слепое доверие потом вводит в серьёзный кризис — церковный кризис, кризис веры. Но это и целительный кризис, из него возможен положительный исход. Можно стать в большей мере человеком всей Церкви, а не только своей группы. Но привязанность к группе и к лидеру тоже важна. Потом это должно перерастать в братское отношение: христианин ценит группу и лидера, но готов пожертвовать этими ценностями, если так нужно для искупления мира.
В начале можно говорить о слепом подчинении. Но на самом деле человек в этом подчинении себя полностью не отдаёт, эгоизм остаётся. Подразумевается: этот начальник мне дан как продолжение моего «я». Он должен для меня делать то, чего я хочу для себя. Послушание — это другое отношение; в монашеской общине, в общине апостольской жизни я в священнике вижу инструмент, который Бог в данный момент выбрал, чтобы через него взаимодействовать со мной. Это не навсегда. Бог поместил меня в эту ситуацию, и Бог меня из неё выведет. Но сейчас, на неисследимых жизненных путях, Бог говорит со мной через эту общину. И тогда я должен рискнуть довериться общине в вещах, которые представляются мне непонятными, опасными, неверными. Это всегда риск, как и женитьба, как и крещение — довериться невидимому Богу и чересчур понятной Церкви. Но риск оправдывает себя.
Здесь мы стараемся взаимодействовать с благодатью Божией, открываться. Без послушания это невозможно: очень труден путь покаяния. Дьявол выискивает и бьёт в болезненные места, искажает наше восприятие, подсовывает отчаяние, безысходность, подсовывает такие рассуждения: я необычный, меня никто не понимает, мне никто не помогает, мой путь в одиночестве. Правда, куда ведёт этот путь, непонятно. Или, наоборот, слишком понятно.
Послушание заканчивается, когда оно исчерпано. То, чего мы хотели с Божией помощью достичь, достигнуто. А, собственно, что? Сейчас я говорю не о монашеском послушании, а о нашей общине. Процедура подготовки к исповеди за всю жизнь и сама исповедь — тяжёлая работа. Проделывать её ради того, чтобы стать членом общины? Но членство в общине — не самоцель. И прекрасно можно к нам приходить в гости и получать пользу от общения, не становясь членом общины.
Цель подготовки к исповеди и проведения исповеди за всю жизнь — избавление от замены подлинного покаяния придумыванием грехов, избавление от слепоты и своеволия в покаянии. Слепота и своеволие — казалось бы, несовместимые вещи. Но они прекрасно совмещаются. Слепо верящий придумывает себе чувства, внутреннюю жизнь. А по-другому сказать: мы — люди, искорёженные греховностью. Значительную её часть можно описывать в терминах созависимости. Это повреждённость грехом — нашим и других людей, результат того, как по нам проехались другие люди, прежде всего самые близкие.
Мы — люди верующие. Получается, что наша личность в каких-то областях прозрачна для благодати, а в каких-то нет. Есть пятна, в которые мы не пускаем ни Бога, ни других людей, ни самих себя. Подготовка к исповеди за всю жизнь позволяет увидеть эти пятна в себе, очертить их — не просто, а на фоне светлого поля, увидеть гораздо более реальную картину моей жизни с Богом. Это важнейшая цель для каждого человека.
Для тех, кто этого никогда не делал, это важнейший шаг в отношениях с Богом. Те, кто делал это, знают. Как они воспринимали жизнь до и после — разительные изменения произошли, которые технически трудно описать.
Цель — не избавиться от тёмных пятен. Во всём исповедался, всё прощено — это глупость. Нельзя исповедаться в том, чего я толком не знаю сам. Это самовольные фантазии, основанные на такой позиции: ножкой топнул — хочу быть хорошим. Нужна долгая и систематическая работа по смирению себя. Без помощи общины невозможно её осуществить, потому что крыша едет, когда вспоминаешь всё тяжёлое и постыдное в своей жизни. Община помогает вернуться в реальность и увидеть, что плохо на самом деле, а что хорошо.
На группе О. ругалась, плевалась. И теперь ей кажется, что осталась в том же состоянии. Но важно, что говорила честно, как себя чувствовала и видела в этот момент. Покаяние на порыве не получается.
В отличие от инвентаризации, которая практикуется в двенадцатишаговых программах, у нас важнейшее место отведено распознаванию вмешательства Бога в мою жизнь. Когда человек работает над подготовкой к инвентаризации, спонсор и группа помогают ему удержать равновесие, видят и тёмную сторону и светлую. Чаще всего тянет скатиться в тёмную сторону. Нельзя: это уничтожает покаяние. Вместо покаяния человек начинает болезненное движение по кругу своих чувств: мне нужно выделить болезненный стыд, чтобы отдать его Богу, а я вместо этого гуляю по тёмным воспоминаниям, стыд усиливаю, отгораживаюсь от людей. И помочь мне никто не может, потому что Бог в этот момент действует через общину.
Если, работая над подготовкой к исповеди, я чувствую безнадёжность, черноту, чувствую, что я не нужен общине — тут и надо самому звонить, приходить на группы. Парадоксально надо действовать. Парадокс во взаимодействии с благодатью Божией. Как в евангельской истории: народ Иисуса послушал о Царстве, о вечной жизни, разомлели, размечтались. Вечер, голодно. Народ начал звереть после эйфории. Ученики думают, как выйти из положения — сбегать в магазин, заесть. Иисус поступает не так, но говорит: «Вы дайте им есть». Даёт им хлеб, которого никто не ожидал. Мозги не так повёрнуты.
Всё, здесь описанное, происходит в нашей общине. Бог даёт Себя через этот хлеб, хлеб нашего общения.