Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 22.11.08

Ноябрь 25, 2008

(Западная традиция)

Думал я вчера об акте творения. Вы знаете, что для иудеев творение и спасение — в принципе одно и то же действие Бога, а христианство это единое действие расщепляет на собственно творение и действие Бога, направленное на искупление, возвращение творения к тому, что Бог пожелал. У сотворённого наряду со стремлением быть с Богом есть и стремление ускользнуть от Него, от общения с другими, замкнуться в своей скорлупе. Проблема в том, что «я», которое замыкается в своей скорлупе, не есть настоящее «я», открытое к перспективе будущего. Это то, что называется адом — самоизоляция. Христос — личность, которая не просто сама вышла из изоляции, но взяла ответственность за то, чтобы вести мир к Богу, к такой открытости, когда всё во всём, когда человек растворяется в тайне Бога, обретая окончательную человечность.

Христос исходит от Отца всегда, в вечности. Его мысли (в той мере, в какой мы можем назвать это мыслями, по аналогии с нашими) — это размышления об Отце, размышления внутри Бога. В этих мыслях нет ничего мелкого и сиюминутного, что составляет основной объём нашей внутренней жизни, и одновременно мысли Иисуса осуществляются через мелочи.

Физическая картина вселенной другая совсем. Согласно современным представлениям, творение началось не с большого взрыва, а с состояния однородного, холодного, бесконечного пространства, в котором происходят случайные возмущения. Как-то они стали согласованными, образовалась точка в пространстве со свойствами материи (энергия, масса…). Эти неоднородности, накапливаясь, привели к неравновесности — большому взрыву. По мере того как неравновесность уменьшалась, возникал космос. В хаотичности всё время проявляется план Бога. Даже в этой научной модели видны эти два состояния: хаос и план, имеющий цель в абсолютном будущем. План воздействует на зародышевые явления, в которых этим будущим и не пахнет, казалось бы. И постепенно образуются сложно организованные системы, в которых движение материи сопровождается познанием себя. Так всё развёртывается.

Сейчас мы застаём мельчайший исторический фрагмент этого процесса. Мы так зацепились за Христа, потому что иначе погибнем от безумия в честном стремлении понять происходящее — в такой фантастической мере оно несовместимо с нашими познавательными способностями. Парадокс в том, что если мы Христа просто фантазируем — это путь в скорлупу ада. Другое дело, если пытаемся придуманного Христа искать в реальности. Бог так устроил, что это получается. Путь веры — от фантазии к реальности, которая неизмеримо нас превосходит. Но вера даёт возможность с реальностью сосуществовать в дружбе. Её описывают как послушание, прославление — по несоразмерности. Но по сути это дружба.

Христос берёт на Себя ответственность, гарантирует, что дружба получится. Он гарантирует, не мы. Исторического Христа мы только в Евангелиях видим. Сейчас Он настолько другой, что мы общаемся с Ним через Духа. Особенные проявления Христа — помощь и поддержка, которую Он продолжает оказывать, настолько очищенная от земной человечности Христа, что трудно бывает распознать, что это Его помощь. Но это Его помощь.

Действительно, как в ранней Церкви формулировалось: наш путь в Святом Духе через Христа к Отцу. И обратно Дух идёт от Отца через Христа к нам. Я не просто об этом болтаю, а умоляю всех и себя с самым большим вниманием и интересом в жизни отнестись именно к этому, а не к чему-то другому.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website