Проповедь 29.11.08
Декабрь 2, 2008Хочу поведать вам про американского президента. Обама, как это ни глупо и унизительно звучит, вышел из социальных работников. Причём не таких, как у нас кумушки по собесам сидят. У него два высших образования, второе юридическое. В достаточно благополучной Америке эту форму социальной работы родила великая депрессия тридцатых годов, когда множество нормальных трудоспособных социализированных людей оказались без работы, а значит, в бедности. Нашёлся энтузиаст Алинский — естественно, еврей, естественно, из Одессы-мамы, — который занимался тем, что сколачивал из этих людей и их семей общины, способные к ответственному социальному действию, способные планировать собственные потребности как общины и способы удовлетворения этих потребностей в жёстких условиях депрессии. Эти общины нуждались в стартовом капитале для создания артелей, для помощи совсем несчастным нетрудоспособным людям. Алинский — жил он в Чикаго — выступил и как создатель фондов для спонсирования общин. Получилось удачно. Сейчас этот опыт вовсю используется в Католической Церкви в латиноамериканских и азиатских странах.
Здесь был один вербист, который долго работал на Филиппинах, занимался тем же самым: сколачивал общины и создавал банки для кредитования. Создал три банка, один из них до сих пор действует.
Социальная работа, которой занимался Обама, очень отличается от собесов, к которым мы привыкли. Суть её не в том, чтобы отдельному человеку помочь преодолеть свою неустроенность, помочь ему какими-то благами, оказать медицинскую, денежную, вещевую помощь. Медицинская модель социальной помощи в значительной мере осталась в прошлом. Сейчас основа в том, чтобы обделённым жизнью людям дать возможность объединиться, быть способными к здоровому общению между собой, с властями, к конструктивному общественному действию. В Германии такие социальные работники обслуживают кварталы: выясняют, какие у жителей потребности, и налаживают взаимодействие между жителями. Начиная с мелочей — например, с неисправного водопровода в квартале. Повторяю, социальный работник налаживает взаимодействие, не руководит процессом выбивания средств из городских властей, а помогает наладить взаимодействие и уходит в сторону. Дальше они, преодолевая трудности и неожиданности этого взаимодействия, вырабатывают стиль взаимоотношений, в котором есть человечность и ответственность. Это способ построения гражданского общества снизу. То, чего никак не получается у нас. В какой-то мере это получилось в Польше с органами местного самоуправления, которые действуют во благо жителей, как их представители. На более высокий уровень это не пошло, по иным причинам. А у нас не получилось совсем. Может быть, потому, что очень сильны у нас мафиозные силы, центрально-административные тенденции и традиции.
Этот опыт — разработка и Католической Церкви. Энциклика Rerum novarum конца XIX века эту модель гражданского общества предвосхитила. Методология Алинского нашла большой отклик в социальном пастырстве Католической Церкви.
Вот откуда вышел Обама. Характерно, что по тем речам, которые о нём слышны в наших СМИ, ничего этого понять невозможно. Больше 10 лет Обама в Чикаго проработал, создавая социально активные низовые общины — для наших СМИ это ничто. Они этого не чувствуют и не понимают в своей политизированности, в увлечённости сенсациями, интригами. Отсюда оценки Обамы как популиста. Популизм — это понятная для российской политической арены вещь. Так всем мил и приятен Маккейн, с традиционной опорой на военную силу, на методы геополитики — очень понятен нам и нашей государственности, в отличие от Обамы.
Это апология не человека, а феномена: когда наконец на высшую государственную должность приходит человек с такой историей, с таким опытом. Хочется надеяться, что, может быть, это знак наступления новой эпохи в человеческой истории. Когда мощные развитые державы обращаются к людям такого плана, начинают воспринимать ценность опыта этих людей. Если моё видение происходящего отвечает реальности, это можно рассматривать как знамение времён, эсхатологический знак движения Царства Небесного по нашему миру.