Проповедь 28.3.9
Март 30, 2009В Евангельском чтении изображён человек с эпилептическими припадками, несколько раз бросался в огонь и в воду.. Сейчас его бы характеризовали только как человека с психическими нарушениями, ничего греховного в этих проявлениях не видно. Наверно, психиатр в больнице всё же посылал бы его в Церковь, на литургию, чтобы полегче было, как обычно это бывает. Здесь Иисус сам говорит о бесе, о демоне. Проблема для учеников в том, что та процедура, которой Иисус научил их: изгонять бесов, вступая в разговор с бесом через одержимого человека, — здесь не получалась. Бес нем и глух, через человека с ним не получилось говорить. Иисус открыл ученикам новую технологию: чтобы этого беса изгнать, изгоняющему необходимы молитва и пост. Нужно провести время в духовной сосредоточенности, набрать — воспользуюсь термином из электротехники — проводимость Духа Божия. Чтобы другому человеку помочь, надо быть самому проводником Духа Божия, иначе беса не изгонишь, к рассудку человека не обратишься.
Мы много говорим. Я послушал позапрошлую группу, которая была без меня. Много говорилось о работе над собой, самосовершенствовании, ещё было выражение «духовная самореализация». Диковинно это всё для меня звучало. Да, можно отслеживать свои чувства, стараться их прорабатывать, рефлексировать над ними. Можно воспитывать другого человека. Но все святые всех времён прекрасно знали, что это ерунда. Без основы, без постоянного вопля к Богу: «Дай мне Духа Твоего» — не получается ничего. Это не означает, что нужно быть диким харизматиком и всё делать по вдохновению. Наш разум как раз и приспособлен для гармоничного взаимодействия с Духом. И тогда планы, которые мы должны строить, продумывать и осуществлять, дают плоды.
Страдания и принятие страданий — оборотная сторона этого процесса. Сегодня на группе мы видели явно, как грех и обалдение от греха, и непонимание этого греха людьми на группе огромную боль приносит другим. Неважно, эта боль переживается молча или высказывается с возмущением, она есть. Бежать от этой боли нельзя. Нужно соединять её со страданиями Христа, отдавать её Христу, а не самому себе, не пытаться самому её замылить — самому не получится сделать её искупительной. В потенциале это искупительные страдания, которые, собственно, в церковной общине и позволяют искупить грех. Понятно, что, когда доверия нет — это бесперспективная позиция. «Я больной/больная, ничего не понимаю». Это ложь по большому счёту. Если ты больной, что ж ты лез помогать ещё более больному человеку? Что ж ты придумывал фантазии про новый брак, которым и не пахнет и когда ещё находишься в старом браке? Гораздо легче ситуация несчастного евангельского парня, эпилептика. Он хотя бы оправдываться не может. Другое дело, что В. хоть говорит о том, что с ним происходит, и целительная сила через это имеет возможность действовать. Другие так и не говорят. И действительно, когда мы имеем случай духа немого, словами изгнать мы его не можем, а можем только молитвой и постом. Поэтому я призываю всех обратиться к силе молитвы и поста, не заниматься самоусовершенствованием, а вопить к Богу.
© священник Сергей Николенко 2009