Проповедь 26.04.09
Май 10, 2009Интересно, кому из нас пришла бы в голову мысль в познавательных целях вкладывать пальцы в человеческие раны. Жизнь такая, как у нас, но гораздо грубее, натуральнее. Есть соблазн думать об Иисусе только как о Ком-то духовном: дает состояние приятное, возвышенное, больного может исцелить в одном из ста случаев (может Он, а может, сам человек исцелился).
Эта сцена для нас написана. Апостолам и евангелистам все и так ясно было. И грубая материальность Воскресшего Христа в этой сцене отмечена так неутонченно, и эфемерность Его, новоприобретенная, которой не было. Иисус то появляется, то опять уходит в невидимый мир, где в описанное время готовит место для учеников, для нас, собственно. Такое впечатление, что какая-то революция произошла в невидимом, ангельском мире. С другой стороны, есть философские представления о Боге, Его неизменности. Эти представления не на пустом месте возникли, они вырастают из потребностей человека, он устает от изменчивости видимого мира, где вроде бы что-то происходит, а на деле идет переливание из пустого в порожнее и в большом, и в малом. Сейчас фашизм окрашен в религиозные тона, исламский фашизм. Это новое явление? Да нет. Когда-то в СССР пропаганда утверждала, что немецкий фашизм – идеология. Но это ведь была религия, из разряда неоязыческих, агрессивная, человеконенавистническая, в конечном счете, направляемая дьяволом. А сейчас мы ясно видим религиозный элемент в международном терроризме. В этом отношении ничего не меняется, только вывески и бирки.
Мысль о неизменности того Единого, что стоит за фасадом внешней исторической изменчивости очень глубока. Невидимый мир, часть творения, тоже должен претерпевать изменения. Мы понимаем, что за время после исторического появления Иисуса в Небесном Царстве прибавилось много душ, которых прежде там не было просто потому, что эти люди еще не рождались, их не было раньше. Это Царство Небесное должно все более крепким становиться. Общение, сила, с которой обитатели Царства пробиваются к нам, должна возрастать. Мы это ощущаем? Трудно сказать, прежде всего, потому, что быстро к хорошему привыкаешь и перестаешь замечать. В этом незамечании есть еще легкомыслие, о котором трудно говорить, защитное – воду посвятили, подумаешь, суеверия; прочли молитву об изгнании бесов, освятили квартиру – что за дела? С одной стороны, легкомыслие, близкое к отрицанию значения этих вещей, а с другой стороны, приписывание обрядам магического значения: побрызгал освященной водой – болеть не будет, насморк пройдет. А дела нешуточные происходят. Помню, осенью освящали квартиру у В., молитвы читали об изгнании бесов. Известно, семейная ситуация там была непростая, предыдущая жена В., мягко говоря, дама неуравновешенная. После освящения жилища с ней происходили некие события, она это ощутила не самым приятным образом. Народ, который в молитве участвовал, легкомысленно хвастался успехами сверхъестественными. А я ждал, когда в ответ на это хвастовство дьявол как следует даст жару. И дал. Прислал женщину, которая эту квартиру осквернила. Это все не шутки. С дьяволом как? Первая мнимая победа по молитве – еще не победа, это он только хвостиков вильнул. Еще сильнее нужно начинать молиться. Как в одной книжке про Бога сказано: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет, 5,8). Помолимся.
© священник Сергей Николенко 2009