Проповедь 05.07.2009
Июль 21, 2009На что бы следовало обратить внимание: отношения сотника со слугой и вера сотника.
Слуга: его сотник называет словом ???? – одновременно слуга и ребенок, отрок. То есть слуга для сотника не только раб, но человек, к которому он доброжелательно относится и несет за него ответственность, как за ребенка. Такое отношение мы называем человечностью.
Далее: исцеление происходит по вере сотника. Его вера – вещь в себе. Римские оккупационные войска в Палестине, как известно, комплектовались в соседних странах, так осуществлялась своеобразная мудрость римской политики: какие-нибудь сирийцы хорошо знали израильские обычаи и вместе с тем находились в постоянной вражде. Насколько он был язычником греко-римского типа? Непонятно. Иисуса он называет «Господи» — как бога.
Официальным главой греко-римского пантеона был Зевс (Юпитер), он возвышался над прочими богами и богинями. Он был громовержцем и высшим судьей, но и Зевс был бессилен перед судьбой, роком. Но сотник должен был наследовать и восточные верования – и плохо мог понимать, кто такой Иисус. Но, может быть, ему пересказали проповеди Иисуса, Его учение?
Судя по всему, в религиозном отношении в сознании сотника царила полная неразбериха. Но сотник человечен и, как человек военный, приучен к дисциплине и порядку, к военной ясности. И, наверное, эти качества помогли ему в Иисусе встретиться с тайной живого Бога.
Греческий пантеон включал богов, покровительствовавших разным аспектам человеческой деятельности. Например, Гермес, бог торговли, путешествий, предприимчивости. Что это за реальность? Представим себе: есть коммерсант, всю жизнь отдал своему делу, изучил его до тонкостей. И понимает коммерсант, что успех мало зависит от профессиональных знаний и умений, видит, что все зависит от случая, удачи, каких-то неизвестных сил, с которыми надо бы иметь хорошие отношения. И мифический Гермес начинает соединяться с силой, которая иногда помогает добиться успеха. Если торговец – человек последовательный, он со временем обнаруживает, что эта сила начинает подчинять его: меньше внимания нравственным аспектам, больше – сложившемуся образу Гермеса, решительного и беспринципного. И возникает оккультная зависимость.
Такова ткань язычества в нашей жизни. Многие люди признают Единого Бога, Творца, признают Троицу и Христа. Но одновременно еще чего-то нужно. В кафедральном соборе одна дама искала священника – нужен ей был святой покровитель домашней кошки. И все святые, которых ей называли, не подходили. Случай анекдотический, но следует призадуматься и увидеть некую разорванность собственной веры, отношений с Богом. Неплохая тема для испытания совести. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2009