Проповедь 19.07.09
Июль 21, 2009Когда зависимые люди попадают в программу «12 шагов», им объясняют: у нас программа реабилитации не религиозная, а духовная. Нельзя путать. Но им, только начавшим выздоравливать, что духовное, что религиозное – не понять.
Мы сейчас живем в обществе, в котором слова «духовность», «дух» везде наклеены. Пришел парнишка к каким-нибудь русским фашистам, его там учат давать и получать по морде как положено и одновременно говорят: побеждает тот, у кого дух сильнее. Что это значит? Просто – побеждает тот, кто не дает своему страху взять над собой верх, когда боль, страх, угроза потери жизни сильно переживаются. Такой себе примат духовного над плотским, хоть и в очень уродливой форме утверждается. Также и анонимные алкоголики: начали честно жить, это и есть духовная жизнь. Отчасти это верно: мы в Церкви видим немало людей, которые вроде бы все внешне как положено делают, но честно не живут. У них честность осуществляется на очень поверхностном уровне, и дальше влезать в себя они не хотят.
С другой стороны, в этих сообществах духовной жизни (для примера возьмем анонимных алкоголиков и наркоманов), когда они в честности стараются помогать друг другу, жить по принципу: «Плохо тебе – тебе помогает группа, плохо группе – ты помогаешь группе», то Святой Дух начинает действовать в этой общине и выявляет дары. Об этом мы слышали в апостольском чтении – в общине возникают дары пророчества, учительства, руководства и так далее.
Дух на самом деле дышит, где хочет. Если оставлена хоть малая щелочка для Божьей любви – она проходит туда. Начинающие выздоравливать алкоголики и наркоманы на первых порах помощь других ощущают как помощь Высшей Силы. А дальше человек (если мозги еще остались) начинает понимать: текущие события его жизни организуются неким неслучайным образом. Он учится воспринимать, прочитывать в этих событиях действие некой Высшей Силы, которая что-то от него или для него хочет. И тут уже, как ни упирайся, нужно пытаться понять эту Высшую Силу. А для этого обратиться к опыту Церкви.
Примеры простые. Например, в Ветхом Завете один из основных образов, дающих человеку интуицию, — горшечник лепит сосуд. Человек понимает: между мной и моим Творцом такое же соотношение, как между мной и несчастным глиняным горшком, который я сделал. У сосуда, конечно, есть гармоничные формы и функциональность, но не более того. И в размышлениях о моем Творце этот образ дышит пессимизмом. Оказывается, я элементарных намерений Творца понять не могу, не говоря уже о Его мотивах. Это для честного человека очень страшно. Квази-верующий куда-то этот страх запрятал, заел его литургическими действиями, сакраменталиями, поклонами – только бы к этому страшному не возвращаться. А одновременно Библия и Церковь нам открывают такое, на что и фантазии нам не хватает. Говорим: «духовность», «духовная работа», но это никогда нам не откроет того, что человек – образ и подобие Божье, Бог создал человека не так, как гончар лепил кувшин. Бог лепил собственный портрет Самого Себя. И возникает образ не менее страшной близости с Богом. И эту мысль тоже хочется от себя отогнать: на самом деле я знаю гораздо больше, чем я позволяю себе осознать.
© Священник Сергей Николенко 2009