Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 25.07.09 — Св. апостол Иаков (латинский обряд)

Август 3, 2009

Св. Апостол Иаков

Сегодняшний наш святой — Иаков — был пресвитером Иерусалимской общины. В среде первых христиан – фигура важная. Непонятно, его избрали старейшиной общины потому, что он присутствовал при основных событиях или тайнах земной жизни Иисуса (Преображение, Гефсимания…), или, наоборот, он возглавил общину благодаря каким-то личным качествам, и уже потом евангелисты вставили его в ключевые эпизоды. Но так или иначе, он первым из апостолов претерпел мученическую смерть, последовав за учителем.

Современная структура церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон) тогда только складывалась. Видимо, Иаков ставил «старших» и «надзирателей» по аналогии с римскими администраторами. А в иудейской среде старейшиной становился человек, обладавший определенным опытом, способностью здраво применять Закон в практических ситуациях, и бывший в состоянии принимать ответственность за людей – без этого нельзя быть руководителем. И нельзя быть и отцом для этих людей.

Если искать аналогий с современными христианскими священниками, то способности священника, в отличие от остальных людей, отпускать грехи и совершать Евхаристию, — сугубо инструментальны, они служат цели быть пресвитером = брать ответственность за людей, о которой шла речь, содействовать сохранению взаимных отношений и отношений с внешним миром, делающих людей, членов общины, Церковью. Дух Божий проникает в любую щель. Евхаристия – один из путей. Но в Евхаристии мистическая связь с Богом через Христа и вообще все, что происходит, прямо называется своими именами. В жизни не так. Чаще Святой Дух действует через желание поддержать человека, через нетерпимость к вранью и другие вещи, когда в повседневной жизни участие в происходящем Бога открыто не проговаривается.

Я на прошедшей неделе читал последнюю энциклику нашего папы. Текст длинный, дается с трудом, но гораздо больше, чем предыдущие, похож на энциклику. Написал ее человек, желающий взять ответственность за весь мир, за все происходящее в нем.

Папа вскрывает причины кризиса, механизмы его действия, стремится показать их все полностью. Он претендует и на то, чтобы указать все средства выхода из нынешнего всемирного кризиса. Конечно, в тексте видны и определенные недостатки в ходе размышлений, и стереотипы. Но что важно: папа сознает ответственность, связанную с его местом в мире – первосвященника Вселенской Церкви, знающей, что она обладает всем, что нужно, чтобы каждого человека привести к спасению, независимо от национальности, расы, места жительства, ума или глупости.

Особенность социальных энциклик в том, что они предлагают решение мировых проблем, не догматических, внутрицерковных, а тех, что в равной мере затрагивают христиан, атеистов и буддистов. Поэтому в них приходится вырабатывать язык, понятный для всех, в том числе и нехристиан. Это трудно.

Видно, что папа Бенедикт пытается использовать ключевые понятия, вроде бы доступные всем, лежащие в основе жизни каждого человека. Его первая энциклика посвящена любви. Вторая указывает надежду как источник позитивной мотивации. В последней он говорит о справедливости и общем благе – это тоже общечеловеческие понятия.

Современное социальное учение католической церкви изобилует понятиями, заимствованными из общественных наук: социологии, экономики. Но тем не менее это – не что-то принципиально новое. Учение Церкви восходит к апостолам однако, к проблемам, стоявшим и перед святым Иаковом, в чьей общине оказывались и иудеи, и прозелиты из эллинистического мира, богатые и бедные, рабы и свободные. И нужно было нести весть о человечности Христа, о Его отношении к людям. Нужно было говорить с иудеями, склонными к ригористическому восприятию Закона (мы бы сказали «фундаментализм»). Задачи остаются все теми же. Они обусловлены тем, что Церковь – для всех людей. Помолимся.

© Священник Сергей Николенко 2009

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website