Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 22.08.09

Август 31, 2009

1 Кор 9,2-12, Мф 18, 23-35

В сегодняшнем апостольском чтении (о служении Павла апостола) обращает на себя внимание фрагмент: «или не имеем власти есть и пить, или иметь спутницей сестру жену».

В Писании триада «ешь, пей, веселись» или «ешь, пей и наслаждайся супружеской жизнью» встречается несколько раз. Тут она развернута: Павел говорит о других служителях, ведших апостольскую деятельность со «спутницей женой». Корни этого противопоставления и раздражения Павла глубокие. В Новом Завете основной проповедник безбрачия – именно Павел. За исключением редких высказываний Иисуса на эту тему («скопцы ради Царства»), у христианского безбрачия корни не иудейские, не ветхозаветные, а скорее эллинистические. Представления о том, что брак – просто уступка человеку, что тело человека – придаток к разуму, имеют греческие корни. То, что главное – именно разум, и в этом отношении гомосексуальные связи с разумными и образованными, философствующими мужчинами имеют куда большую ценность, чем гетеросексуальные отношения мужчины и женщины: в последних нет этого пиршества умов.

Понятно, что у Павла апостола все это пропущено через фундаментальные иудейские ветхозаветные представления о благости тела и всего творения, но повторю, что отголоски полученного им греческого образования налицо. И это накладывается на определенное культурное противостояние лидеров греческого христианства и представителей иудеохристианства. Как всегда, человеческие отношения, рождающие более глубокий взгляд на реальность, напряженные, в них любовь борется со стереотипами, со страхом оказаться без Бога и уйти не туда. Как обычно, плоды этих страданий вкушают следующие поколения.

Думаю, от Павла пошла линия неженатых епископов и целибатных священников. Если говорить о призвании к служебному священству, одна несомненная позиция – углубление отношений с Богом во Христе и большая вовлеченность в молитву. Молитва становится все более важной, неотъемлемой частью жизни. Еще одно – очищение человеческого общения и способности в нем служить людям через интегрирование сексуального компонента личности. Эта интеграция проходит по-разному у безбрачных и состоящих в браке людей, но в обоих случаях задача сексуальности – не мешать общению, а поддерживать, «утеплять» его, а если позволите – вносить в общение любви не просто разумную доброжелательность, а теплоту страсти в хорошем смысле. Все это в конечном счете священнику помогает служить людям. То же самое можно сказать и о нашем всеобщем христианском священстве, полученном каждым из нас в таинстве крещения. Каждый из нас в своей жизни должен становиться более подлинным, это не значит, что мы становимся более многословными и внешне приятными, но наши слова и дела, проходя через нашу молитву, становясь ее плодом, обретают все больший вес и воздействие.

Я недавно плавал в одиночку на лодке. В первые дни много страхов и неопределенности. Двигается все очень плохо – вечерами бывало, что спина совсем не работала. На этом фоне молитва была, что называется, 100%, на грани реальной жизни и смерти. Несколько дней я наслаждался 100% молитвой и размышлениями о Боге, а потом начал ощущать какую-то искусственность. А как-то вечером оказалось, что я ошибся, стоянки не видно и ничего не видно, дождь усиливается. Я начал молиться и помощи у Бога просить – чувствую, какая-то «нетакая молитва». И тут, как обухом по голове, — сколько можно про себя. Ты – священник, твое дело – молиться за других людей и о них думать, а с тобой Бог разберется. И этого прозрения мне до самого отъезда хватило.

© Священник Сергей Николенко 2009

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website