Проповедь 12.09.09
Сентябрь 21, 2009Притча так составлена, что слушатели и читатели могут понять: приглашение царя направлено не только к иудеям, но и к тем, кто за селениями, на перекрестках дорог – ко всему человечеству. Не во всякой одежде пускают на пир, надо быть в одежде чистой, без пятен. Обращение ко всем – а условия допуска на пир строгие, нет демократии. «Бросьте во тьму внешнюю» — некая несоразмерность видится. Свадебный пир и вдруг так изменяются условия задачи, что в самом деле начинаешь опасаться: а стоит ли туда идти?
Мы все декларируем стремление к правде – но страх перед правдой остается. Тьма внешняя, где плач, скрежет зубов и боль одиночества. В земной жизни эту боль всегда можно снять – едой, питьем, любовными увлечениями, но во «тьме внешней» нет таких возможностей. И жизнь, прожитая в бегстве от себя, обиде, зависти, злобе, неосуществленных амбициях, встает перед тобой. Не отдали Богу боль – Ему можно отдать только боль, соединенную с правдой, пониманием безвыходности, невозможности освобождения от боли без Него. В аду эта боль потом обнаруживается. Человек создан для общения с другими, в общении он осуществляется. Жизнь прошла в защите от общения – остается лишь одиночество. Можно говорить об эгоизме, страхе, эгоцентризме… Суть всего этого – невозможность личности исполнить свое предназначение: жизнь в любви к другим, когда радуются с радующимися и плачут с плачущими.
В антропологическом отношении притча эта глубока очень.
© Священник Сергей Николенко 2009