Проповедь 13.09.09 — Венчание в приходе Игнатия Антиохийского
Сентябрь 21, 2009Сейчас мы слышали апостольское чтение, где отношения мужа и жены приравниваются к отношениям Христа и Церкви. Что это значит? Церковь надеется на Христа, на Его защиту, на правильную помощь. А Христос снисходит к слабостям и заблуждениям людей, в Церковь входящих, и дает им возможность расти: без принятия слабости и заблуждений никуда не вырастешь.
Слабость этого сравнения вот в чем. Павел жестко привязывает роль Христа к мужу, в Церкви – к жене. Наверно, в школе Павел отличником был. Сам Иисус ничего такого никогда не говорил. Да и мы все знаем примеры, когда верующие жены спасали своих мужей, остолопов, снисходя к слабостям и заблуждениям, не действуя «симметрично». Самое трудное в семье и вообще в общении человеческом: реагировать симметрично на проявления греха и слабости. Любовь в этом отношении – всегда асимметричная реакция понимания человека. Одновременно любая мудрая жена, спасшая мужа, действует, понимая: сегодня ты еще греши, потерплю еще, но потом грешить не будешь.
Брак в Кане: именно вышесказанное и проявляется. Иисус еще не освоился со Своим служением, но Мать Его уже освоилась. Иисус пытается избежать вмешательства в бытовые проблемы: вино кончилось. Но ведь вино на восточной свадьбе символ важный. Мария знает, что избежать этого Ему не удастся. Сейчас Он поймет: благословение брака – дело важное. Она и говорит: «что Он скажет, так и действуйте». Вообще в этой сцене реализм происходившего ощутим сильно, в отличие от богословски отредактированных сцен в синоптических евангелиях. Фраза распорядителя пира о качестве вина показывает, что история эта – не придуманная: в человеческой памяти именно такие вещи остаются. Прочее можно додумать, домечтать, со временем память что-то редактирует.
Важно было для Иисуса, чтобы на свадьбе не было скандала, важно было, несмотря на легкомыслие этих семей, дать молодоженам шанс: жить в мире, согласии, уверенности, что Бог им поможет. Это – центральная вещь: Бог поможет, если мы, как супружеская пара, становящаяся одним телом не только в супружеском акте, Ему открыты. В каком-то мудром тексте говорится: когда супруги возрастают в мудрости, бедро жены не возбуждает мужа, но рану на ее бедре он ощущает как свою собственную…
Таинство брака использует символы те же, что и светское бракосочетание: кольца, венки, вино. Наши сегодняшние молодожены светским браком сочетались несколько лет назад и обменялись кольцами. Тогда кольца символизировали верность и любовь, на которую муж и жена способны собственными силами. В чине обручения, предшествующем церковному венчанию, символика меняется: это верность, которую дает Бог, когда кончаются человеческие ресурсы. Так на браке в Кане Иисус выручил молодоженов и их семьи.
Итак, начнем обручение. Кольца помещаются на алтарь – они вводятся в другую сферу, сферу священного. Мы молимся, чтобы соединение супругов продолжалось в вечности. Супружеские венцы нам напоминают о венцах мученичества ранней Церкви: тогда ясно было видно, что святость обретается в свидетельстве вплоть до смерти. Венчание – дело серьезное.
© Священник Сергей Николенко 2009