Проповедь 20.09.09
Сентябрь 21, 2009Если отбросить все завитушки, смысл сегодняшних чтений таков: нельзя бегать от креста. Если постараешься убежать от креста Иисуса – убежишь и от Христа.
Иисус несет крест – в Евангелии эта сцена исполнена глубокого символизма… Иисус висит на кресте, задыхаясь – Он встречается с прекрасным Божьим миром, пораженным злом. И нельзя от этого зла убежать и пользоваться красотой мира. Не получается. Крест Иисуса на каждого из нас проецируется. Как Иисус принес Свою жизнь, как важнейшую жертву Богу, и является в этом смысле священником, так и каждый из нас, неся свой крест – отражение креста Иисуса в своей жизни, является в этом отношении священником и несет на себе Церковь – как черепаха несет на себе панцирь.
Почему человек в Церковь приходит и в ней остается? Прежде всего – потому, что каждый человек нуждается в любви. Те, кто не смог получить любовь в миру, приходят с надеждой в Церковь. За исключением каких-то досадных случаев, они ее там получают. И это – первое, что наполняет радостью сердце человека, попавшего в Церковь. А еще человек по природе своей смелый. Его стремление к правде, к справедливости во многом основано на природной смелости человека: он отваживается увидеть, что не все хорошо в Церкви. Говорят все о любви – а на деле любовь оказывается ограничена узким кругом «своих». «Свои» определяются по разным признакам: принадлежность к нации или конфессии. И эта неправда ранит. А вместе с мужеством в человеке живет страх. Дьявол чаще всего действует через страх: через отрицательную эмоцию легче всего воздействовать на человека. Страх принуждает игнорировать неправду.
В этом отношении очень показательна сцена из Евангелия от Луки – обретение в храме. Скорее всего, Луке об этом Мария Богородица рассказала, сохранив в сердце этот неординарный эпизод детства Иисуса. Иисус в храме спрашивает, наверное, об Отце – чувствует Его, но в принятых терминах о Нем не может еще говорить. Раввины и священники отвечают на вопросы, и тут уже перед Иисусом встает пугающая реальность: Храм – дом Отца, но в Его собеседниках перемешаны правда и неправда, подлинность и – патриотизм, невроз, трусость, коррупция, стремление к власти (можем продолжать до бесконечности).
Выбор Церкви и позиции по отношению к выбранной нами Церкви, как Дому Бога, также часть креста. Крест этот прорастает из беседы Иисуса с учителями во Храме, думается.
Я был крещен в православной церкви, когда в 1970-х переходил в католическую, мне проще было: передо мной лежал ясный полярный мир. В нем было коммунистическое, большевистское агрессивное вранье, задавившее РПЦ МП, официальную церковь в России. И мне виделись три момента: подлинная церковь может быть в этих условиях только подпольной, лишенной необходимости находиться в коррумпированных отношениях с властями, она должна быть домашней – я видел, что большие приходы не создавали общин, отношений христианской любви между людьми, она должна быть вселенской – то есть, католической. Отчасти это была проблема моей молодости, незрелости – я не мог различить вселенское измерение в реальности церкви МП, существовавшей тогда. И за это я тоже Богу благодарен: как всегда, Бог ведет человека не только через стремление к истине, но и через заблуждения, инфантильность. Бог вывел меня в католическую Церковь. Теперь я готов ее без конца ругать – это моя Церковь, у меня уже накопился большой жизненный и мистический опыт того, что это – настоящая Церковь.
Сегодня мы принимаем в полное общение с католической Церковью новых братьев и сестер. Помолимся о них.
© Священник Сергей Николенко 2009