Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Малые сестры во времена Большого Брата

Октябрь 2, 2009

Когда Марыся пришла на работу в монашеском облачении, подружки на работу утратили дар речи. Они не знали, что уже три года работают с монахиней. Малые сестры Иисуса живут с теми, кого другие люди обходят десятой дорогой.

На молитву на лифте

Северо-запад Польши. Щецин. Обшарпанная многоэтажка. В изуродованный лифт входят три монахини в синем. Лифт лениво двигается. Сестры едут на самый верх. В квартире на десятом этаже в маленькой комнатке – их часовня. Они как раз едут молиться.
– Когда мы поселились в этом доме, епископ Майданьский, который нас пригласил, пошутил, что у него в Щецине самый высокий кафедральный собор в Польше. Квартирка у нас скромная, 37 квадратных метров. У нас две комнаты – в одной часовня, в другой живут три монахини, и кухня. Когда одна наша соседка, пани Чеслава, узнала про часовню, расчувствовалась:
— Как чудесно жить на одном этаже с Самим Богом! – и расплакалась.

Малые сестры Иисуса появились в Польше в 1966. Их взор устремлен на Шарля де Фуко. Он, с чисто человеческой точки зрения, ничего не добился. Не получалось у него. Мечтал основать общину, а умер один, как перст, написав: «Зерно умирает, не дав плода. Я могу лишь мечтать, ничего я не достиг в жизни». Церковь назвала его блаженным.

Он не увидел плодов своего труда. Бог услышал его горячие молитвы, но после смерти брата Шарля. Как грибы после дождя стали расти небольшие общинки, увлеченные путем, который он так подробно описал. По всему миру Малые братья и Малые сестры Иисуса поклоняются Богу, находя Его сияния в самых простых ситуациях своей жизни. Скитами для них часто становятся высокие многоэтажные дома. Вместо ветра пустыни – автомобильные выхлопы. Одно осталось неизменным: вслед за Шарлем де Фуко: «Отче, вверяю себя Тебе, делай со мною все, что угодно Тебе. Что бы Ты ни сделал, благодарю Тебя. Я ко всему готов и все приму».

Так ты монашка???

Сестры начали работать в Щецине на верфи.
– Мне там нужны ангелы, — шутил епископ Майданьский.
Сестры устроились на верфь уборщицами. Почему?
– Мы, как Иисус, хотим занимать последнее место. Мы работаем там, где люди страдают, отвержены, одиноки, — поясняет сестра Ася, ответственная Малых сестер в Польше. – Сестра Магдалина, наша основательница, всегда спрашивала: где живет меньшинство, более всего презираемое обществом? В Словакии сестры живут среди цыган, в Польше работают санитарками, уборщицами, продают в цирке билеты. Несут весть о безумии Божьей любви к самым бедным. Сестры для них – не чужие. Сестра Магдалина желала быть «арабкой среди арабов и кочевницей среди кочевников».

До конца 1980-х сестры работали на верфи, не нося облачений. Мало кто знал, что работает с монахинями. Когда в 1990 сестры решились пойти на работу в облачении, это стало настоящей сенсацией.

– Я надела облачение и пошла на работу, — хохочет сестра Марыся. – На остановке стоял знакомый с работы. Он просто окаменел, ни слова не мог вымолвить. Часть пути на верфь надо было проделать на пароме. Там всегда толпились люди, найти свободное место было нереально. Я вошла в облачении, села и весь путь прошел в одиночестве. Вокруг меня было достаточно места. Никто не посмел присесть. А ведь люди меня три года знали. На проходной я услышала: — Ваш пропуск! Вахтеры чесали затылки – у нас монахиня?

Знакомые уборщицы, с которыми я каждый день вместе полы подметала, рты от удивления открыли: — Марыся, ты в монашки подалась?
— Они не знали, что уже семь лет я – Малая сестра Иисуса. Коллеги меня все хотели замуж выдать, а я выкручивалась, говорила, что уже нашла парня, — смеется сестра Марыся.

Когда на верфи узнали, с кем вместе работают, начали сестрам рассказывать о своих жизненных проблемах.
– Жаль, ты раньше без облачения ходила, может, мы бы сдерживали себя, меньше сквернословили, — говорили мне люди.

– Коллеги по работе видели, что я – не сверхчеловек, что, как они, я устаю, потею, нет у меня сил. Но я хотела, чтобы они увидели – мне дает силы Евхаристия, Иисус распятый, — говорит сестра Марыся. – Я не хотела никого обращать в истинную веру. Просто хотела жить, как люди рядом со мной.

Кондитерская фабрика забастовала

– Я на кондитерской фабрике конфеты упаковывала, — сестра Мариола отставила в сторону кружку с ягодным чаем. – Там можно было конфеты пробовать, сколько влезет, а никто не хотел. Я паковала и начала молиться. Молча повторяла слова: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Вслух я ни слова не говорила, да и все равно там ничего не слышно – станки гудят. И тут упаковщицы подошли ко мне и сказали: «Мариола, ты молишься? По твоему лицу это видно…».

Поразительно, как много по лицу видно. Знакомые, рассказывавшие мне о Малых сестрах, отмечали их улыбку, откровенность и большую непосредственность. Они счастливы – это видно.
– Для близких это важный аргумент: все люди желают своим детям счастья. Конечно, никто не хочет, чтобы дочка, которая вот-вот получит диплом о высшем образовании, подметала улицы, так что часто наше решение вызывает шок у родителей, но потом они видят, что мы счастливы, и принимают наш выбор.

Молоденькая Анна Агнешка ставит на землю тяжелое ведро. Она убирает улицы Щецина.
– Я вижу ясно: мое присутствие среди самых бедных им показывает: их работа может быть святой. На улицах Щецина тоже можно встретить Бога, хотя моим друзьям, вместе с которыми я работаю, это порой кажется невозможным. Я не чувствую своего превосходства над ними. Я – их сестра.
– Тут не только в молитве дело, речь идет о жизни, — улыбается сестра Зофья. Прижимает к сердцу незаметный знак Малых сестер Иисуса: Сердце Бога, распятого за нас.

Отче, она уже свою епитимию исполнила!

Сестра Кася работала озеленителем. Вместе с бывшими заключенными сгребала листья и наводила порядок на улицах Кракова. Как-то раз сослуживцы подошли к ней и сказали:
— Дело решенное, сестра. Завтра идем к кардиналу Махарскому (краковскому архиепископу в то время – прим. перев.), мы ему скажем: отче, сестра уже свою епитимию исполнила, классно работает, освободите ее от этой каторги.
Кася засмеялась: она добровольно выбрала эту работу.
Тогда коллеги нарвали цветов с клумбы и монашке подарили.

Первой полькой в общине Малых сестер была Кристина. Она партизанила в отряде Армии Крайовой, народная власть после войны приговорила ее к смерти. Кристина бежала. Добралась до Парижа и встретила там Малых сестер. Заразилась их радостью. Потом, уже став монахиней, оказалась в Ливане, вдвоем с молодой послушницей. Одинокие женщины в чужой стране. Сил не было. Как-то раз послушница не выдержала:
— Кристина, я больше так не могу. Уеду отсюда.
А Кристина сказала:
— Хочешь меня одну-одинешеньку тут бросить? Садись, закурим, как в партизанском отряде.
Сестры сели. Выкурили по сигарете, как в партизанском отряде, а потом стали молиться. Они обе остались.

Сегодня почти 1300 сестер разных национальностей живут в 69 странах мира. Подобно Шарлю де Фуко они полюбили пустыню. Сестры находят ее и в Сахаре, и на 10 этаже многоэтажки, и на серых улицах рабочей Новой Гуты. Многие из них живут в мусульманских странах. Средний европеец, узнав об очередном взрыве бомбы, на слово «мусульманин» реагирует однозначно: террорист. А Малые сестры скажут: друг. Принося монашеские обеты, они жертвуют свою жизнь «за моих братьев – мусульман и моих братьев во всем мире».

Шарль де Фуко подражал Иисусу из Назарета под палящим солнцем, температура в тени достигала пятидесяти градусов по Цельсию. Шарль проповедовал не словами, а жизнью. Среди раскаленного песка и камней он не пытался никого обратить в истинную веру. Среди мусульман он стал тихим свидетелем Иисуса. Шарль молился на горячем сахарском песке: «Боже мой, предаю их обращение в Твои руки. За них приношу Тебе в жертву мою жизнь – за Марокко, за племена Сахары, за всех неверных».

Иисус как мой Ясь

Я вхожу в часовню – светлую, чистую, простую. Стульев нет, сестры молятся, сидя на полу. У алтаря – фигурка Младенца Иисуса.
– Ребенок – маленький, слабый, разводит руки – он напоминает нам о нашей харизме, – рассказывает сестра Ася. – Посмотри, рядом стоит фигурка Богородицы с Младенцем на руках. Кажется, что сейчас Ребенок упадет. Не успеешь Его поймать – разобьется, — монахиня улыбается.
Пожалуй, в этом заключается суть их жизни: ловить слабое, иначе разобьется.
В Щецине однажды соседка сестер подошла к Богородице и воскликнула:
– Иисусе, какой Ты красивый, прямо как мой сын Ясь!
Та соседка была права. Во всем мире Малые сестры показывают людям: Бог близко. Он рядом с нами: берет на руки капризничающего ребенка, встав на колени, омывает ноги удивленных учеников, умножает хлеб и рыбу. А может быть, Он работает на верфи, подметает краковские улицы, у Него в графе профессия стоит «озеленитель», Он странствует с цыганским табором и продает билеты в цирке? Скандально? Соблазнительно? Да, жизнь Малых сестер может вызвать соблазн. Как это возможно — в XXI веке занимать последнее место и радоваться своей ненужности? Где это видано – идти к тем, кого порядочные люди десятой дорогой обходят? Просто безумие.

Марчин Якимович
«Гость Недельный», католическая газета №46/2005 13-11-2005
Перевод Ольги Тимофеевой

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website