Народ мирный
Октябрь 4, 2009Интервью с профессором Андреа Рикарди, основателем общины св. Эгидия
История общины началась в 1968 году, переломном для Запада. В Польше или Чехословакии 1968 был совсем не таким, как на Западе. Нам, молодежи Западной Европы, тогда казалось, что мы перестраиваем мир. Этот год стал символом разрыва с традициями в различных областях: в семье, в школе, в Церкви, в политике. Родилось желание заново сотворить мир. Мы открыли Евангелие – личность Иисуса. Евангелие помогло нам «открыть» бедных, а следовательно, путь нашей общины. Потом был переломный для нас 1986 – встреча в Ассизи, но переломным был и весь понтификат Иоанн Павла II. Благодаря нему наша община получила церковное признание. Наша история – словно судьба малого народа, идущего путями истории со светильником Божьего Слова. Мы учимся в пути и чувствуем призвание действовать во многих ситуациях.
Случается, в прессе Вашу общину называют «народом». У вас 70 000 членов в Африке, Европе, Латинской Америке, Азии, на Кубе. Половина членов общины – африканцы. Как Вы видите Ваши задачи на этом континенте?
Община присутствует в 22 странах Африки. Мы оказываем помощь 80 000 больных СПИДом. В наши группы входят преимущественно местные жители, работают они главным образом в тюрьмах: а африканская тюрьма чаще всего означает смертный приговор. Африка – это вызов. Можно предположить, что сейчас этот континент стал ареной новой холодной войны, которую ведет Запад, борясь за экономическое и политическое влияние. Важно, чтобы жители Черного континента сознавали: в мире всегда есть более бедные, чем они, люди.
Один из принципов, пропагандируемых общиной: показать бедным, что всегда есть что-то, чем они могут поделиться с более бедными людьми.
Мы живем в мире, в котором все стремятся что-то для себя урвать, в мире больном «комплексом жертвы». Африканцы – жертвы Запада и войн, народы Восточной Европы – истории и коммунизма, итальянцы – жертвы плохой политики. Молодежь ощущает себя жертвами экономического кризиса. Мы нуждаемся в исцелении нашего стиля мышления, чтобы попытаться жить для других. Но люди умеют выкручиваться, уходить от ответственности, находить оправдание для своего эгоизма.
«В наши времена следование Христу – почти подвиг», — повторял брат Роже из Тэзе. Отдав 40 лет общине, Вы чувствуете себя героем?
Мы живем во времена, когда исчезает понятие героизма. Потребительство породило новый вид материализма. Его основная мысль звучит так: «Живи для себя, ты сам – кузнец своего счастья». И парадоксально – люди, которые пытаются жить для других, счастливые, что так живут, кажутся героями.
А Вы не хотели стать политиком?
Их так много – зачем еще один?
Но ведь Вы и Ваша община получили известность, как эффективные посредники в мирных переговорах.
Мир – слишком важное дело, чтобы оставить его в руках солдат и политиков. Случается, что им надо помочь. Так было, когда мы стали посредниками в Мозамбике, где шла страшная гражданская война. Тысячи людей погибли, страна была полностью разрушена – нельзя было в такой ситуации сидеть, сложа руки.
В Рим на переговоры приезжали политики из Мозамбика.
Политики и военные. Мы были посредниками между представителями коммунистического правительства и группой, разжигавшей конфликт. Нужно было им помочь: показать, что у них есть общие интересы, что мир лучше войны, ведущей в никуда, что война сеет разрушения и уничтожает будущее.
Верующий человек может сказать, что успех в таких переговорах достижим только при помощи Духа Святого. Но для мира это – не аргумент.
Конечно же! Только при помощи Святого Духа, понимает это кто-нибудь или нет. Уверяю Вас, в каждом человеке, даже самом жестоком преступнике, заложено желание мира. У каждого человека есть мать, у многих людей есть дети – стоит об этом вспомнить, когда идут переговоры. Самое важное – создать дружескую атмосферу, чтобы во время нашей посреднической миссии доказать: война не приводит ни к чему хорошему. Но община святого Эгидия – не команда дипломатов, борющихся за мир. В общину входят тысячи мужчин и женщин, друзей, они по всему миру встречаются в храмах, молятся, живут Словом Божьим. Они, как добрый самаритянин, живут, взирая на мир широко открытыми глазами. Сегодня больно нам видеть, что мало кого волнуют бедные, брошенные, попавшие на обочину жизни – ненужные люди. Нужны открытые глаза и сознание того, что христианин – друг бедных людей.
Считается, что это – задача Церкви…
А Церковь – это кто? Мы! Иоанн Павел II показал нам, что быть мирянином и забыть о Евангелии – разные вещи. Мирянин – тоже свидетель и миссионер. Он в первую очередь реагирует на стариков, неимущих, тех, кто умирает в одиночестве. В этом призвание и миссия Церкви – пророческого народа – в мире, пораженном материализмом. Сегодня ушел в прошлое идеологический материализм, но на первый план в мире вышел глубокий практический материализм: он учит, что жизнь имеет ценность лишь тогда, когда у человека есть власть и деньги. Но это ложь. Надо жить для других, а без Духа мы не можем сделать ничего.
Профессор Андреа Рикарди (род. 1950) основал международную общину св. Эгидия, преподает историю Церкви в университете в Риме.
Tygodnik powszechny
Перевод Ольги Тимофеевой