Проповедь 25.10.09
Октябрь 27, 2009Сегодняшние чтения важны в совокупности: так можно понять, на чем сделали духовный акцент те, кто лекционарий делали и литургии составляли. С одной стороны, есть богач и его семья – они пренебрежительно относятся к иудейскому преданию (Закону и пророкам). С другой стороны, есть Павел из апостольского чтения, он эти предания неумеренно чтит. И пока это происходит, оба они промахиваются мимо Христа, мимо Бога.
Павлу потребовался опыт мистической встречи с Христом при жизни. В притче у богача встречи не происходит, Иисус не говорит, что в состоянии богача встреча со Христом возможна. Богач общается с Лазарем.
Вспоминаются мне рассказы людей, переживших клиническую смерть: по их описаниям, перед ними проходила вся жизнь. Кто-то говорил, что предстоял перед сияющим существом, спрашивавшим о жизни, у других жизнь перед глазами просто проносилась. Но характерно, что в этом опыте люди себя воспринимали со стороны, через людей, которым они причинили какое-нибудь зло. Они испытывали боль тех, кого ранили.
Поэтому думается, что неслучаен диалог богача и Лазаря, мечтавшего о крошках со стола богача. Теперь богач ощущает то, что тогда переживал Лазарь – в притче есть четкая связь двух состояний.
Конечно, притча схематична. Предыстории героев мы не знаем. Богач мог быть, как ему казалось, человеком порядочным и милосердным, а Лазарь, напротив, бомж, все по своей безалаберности утративший. Притча предполагает противоположное: Лазарь праведник, а богач – человек принципиально пустой.
Диалог богача и Лазаря построен так, что богач беспокоится о родственниках, проявляет человечность, но покаяния перед Богом за соделанное с Лазарем у богача нет. Мысль его иначе ходит: и озлобления вроде нет, лишь страдание и недоумение. Покаяния нет.
Не получалось у меня сегодня сосредоточиться на текстах. Вспомнились люди, десятки людей, у которых с верой ничего не получается. Сколько про Моисея и пророков не говори, все равно воспринимают это так, что покаяния ни на грош нет.
Например, есть такая супружеская пара, готовящаяся к разводу. Ходят к психологам, к психиатрам, к священнику пойти мысли нет. Ставят им заковыристые диагнозы, дающие удовлетворение: себя можно извинить, а на партнера компромат набрать. Покаяния за то, что любовь не сохранили, нет. И эту психическую неполноценность они друг другу во многом передали и усилили, но со многими неизлечимыми болезнями, в том числе психическими, можно работать через покаяние. Тайна есть некая.
Божье долготерпение – не просто индивидуальное, с одним человеком связанное, оно идет через поколения, род, народ. Еще предкам Бог открывает Себя и Свою волю, а передача тормозится, глохнет. И на всех ответственность за это лежит. Удивительно бывает и радостно, когда вдруг человек перешагивает внутренний порог, начинает верить, и нет возврата к предшествующему неверию.
© Священник Сергей Николенко 2009