Проповедь 15.11.09
Ноябрь 17, 2009Мы сейчас услышали окончание Евангелия от Матфея. «Дана Мне всякая власть» — тогда имели в виду власть над структурами, ангельскими чинами разного уровня, невидимыми силами, направляющими судьбу человека.
Дальше Иисус говорит: «Я с вами во все дни до скончания века». Власть Его существует ради учеников, ради всех людей, но особенно ради учеников. «Научите все народы, крестя их» во имя Бога Единого в Троице, открывая Бога, ранее им неизвестного, Того, чье имя — Любовь. «Уча соблюдать все, что я повелел вам». По сути, учите подражать Мне так, как вы сами Мне подражаете, — говорит Иисус Двенадцати.
Понятно, что трудно все время видеть эту реальность и в ней удерживаться.
Вспоминается мне Мать Тереза Калькуттская. Сейчас ее канонизацийный процесс задерживается: непонятно, что делать с ее дневниками, из которых следует, что последние десятилетия ее жизни в плане веры были «сухими», безответными. Она пишет временами, что теряет веру, не получает никакого ответа от Бога. В какой-то мере это понятно: эта женщина взяла на себя большую ответственность. Она возглавляла чрезвычайно деятельную монашескую конгрегацию Миссионерок Милосердия — это большая хозяйственная ответственность; харизма сестер — помогать саммы обездоленным, тем, кого на улице нашли. В Индии или Пакистане — просто людям, умирающим на улицах от голода и болезней. Иметь дело с большим количеством таких людей, которым нельзя ничего толком объяснить: кто ты и почему здесь находишься, а вместе с тем относиться к ним не как к пациентам, не как к людям второго сорта, а к таким же как ты сама — это очень трудно.
Сейчас в католической Церкви много говорят о падении числа священнических призваний. В Азии, Африке, Латинской Америке количество священников возрастает, и все же в Церкви в целом оно снижается. В странах «первого» и «второго» мира эти процессы приобретают уже катастрофический характер. Но, обратившись к развитым странам, мы увидим не только падение числа пресвитеров. В США есть десятки тысяч постоянных диаконов, как целибатных, так и женатых. Они открыли свое призвание не как служение алтаря, но действенное служение людям: словом, примером и делом.
Америка в этом отношении дает и другие довольно характерные примеры: десятки тысяч монахинь получили богословское образование, преподают в школах, колледжах, университетах, семинариях. Для них путь к рукоположению закрыт, но есть возможность удовлетворить тягу к активному возвещению Слова.
Мы с вами тоже видели, что мужчины в Церкви видят для себя часто только путь к священству.
Но вот другой пример. 16 ноября в кафедральном соборе в Москве архиепископ Пецци примет в чин дев первую женщину здесь в России. Чин дев и чин вдов имеют очень долгую историю, восходя к раннехристианским временам. Второй Ватиканский Собор восстановил чин дев и чин вдов, канонические нормы мы встречаем в Кодексе канонического права и Кодексе канонов Восточных Церквей. И туда проникают женщины, желающие пребывать и в мире, и в пустыне, не пользуясь благами мира, и подлинными, и сомнительными. В США их много, есть их ассоциация, есть они во Франции, Аргентине, Англии, Польше. В прошлом году состоялось паломничество в Рим представительниц чина дев. На Украине их сейчас по официальным данным восемь. Стремление к святости и к труду ради людей и ради Бога мы видим, оно пробивает себе дорогу. Когда же мы обратимся к статистическим данным — этих людей мало очень, меньше одного процента населения, капли в человеческом море.
Сейчас я говорил о нашем приходе с некоторой иронией, но вот многие хотели бы прийти, но — трудности на фирме, срочная работа, ребенок болеет, так как его пытаются в садик отправить… Список можно продолжать. Можно размышлять о причинах происходящего: священник плохой или прихожане, или отсутствующие сами плохи (список можно продолжить, и отчасти это верно).
Но если человек желает отдать Богу все — в жизни появляется другая дисциплина, другая иерархия важных дел. Желания нет — тогда иначе. И вот приходят люди, к нам ли или в большие храмы, приходят на катехизацию, и думается им: помолюсь я, Христос со мной, у Него вся власть, и Он мне по-быстрому поможет с работой и детьми. Походят люди в храм и замечают: уходит много времени, силы они затрачивают на общение с себе подобными, и что-то в себе нужно менять, это непонятно и не хочется… И уходят люди, естественно.
Эти уходы на меня всегда действуют обескураживающе. В центре для наркоманов, в программах для алкоголиков я привык, что люди уходят, но каждый раз остается боль. Боль от собственной несостоятельности и от подозрения, что Бог тоже несостоятелен: не вся сила и власть есть у Него. Не знаю, как для это вас, а для меня в этом — большое испытание веры. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2009