Проповедь 21.11.09 — Господь Иисус Христос Царь вселенной (латинский обряд)
Ноябрь 25, 2009Есть у человека тенденция (от греховности или от слабости – не знаю): наше сознание фиксирует только сиюминутные вещи, теперь нас беспокоящие, неприятности дома или на работе, например. На нашей общинной встрече много такого мы сегодня слышали. Это стоит перед глазами и заслоняет весь внутренний мир. А вечные наши беды и проблемы настолько нам надоедают, так назойливы, что мы стараемся их отодвинуть, не помнить – а они все равно вылезают. Выходит такая оскомина бытия. Эти вещи и сиюминутные решаемые задачи заполняют все пространство. Хочется от этой тяжести убежать, отвлечься, хочется внешней активности — поиграть, побегать. Хочется помечтать.
Но вспомним о молитве – не о придуманной искусственной вещи, а о естественной человеческой потребности. Молитва обращена к той стороне реальности, которую мы в повседневной жизни не замечаем, не фиксируем. В молитве мы не придумываем ничего, мы обращаемся к Богу. Мы Его не понимаем, но знаем: Он есть, и Он чувствителен к происходящему с нами, как и сами мы в какой-то чувствительны к происходящему с нашими ближними. В мире все взаимосвязано. Бог ощущает все, что с нами случается и реагирует. Мы не придумываем, а знаем: может быть, Он реагирует не непосредственно, а через души многих и многих умерших, мужчин и женщин, которые сейчас пребывают рядом с Ним, в Его славе (традиция говорит о них как о Церкви торжествующей). Для понимания этого фантазировать не нужно, очевидно это.
В молитве, когда мы обращаемся к Богу, обращаемся к сонму святых рядом с Ним, к невидимым ангельским силам, происходит восстановление нашего внутреннего мира, восприятия происходящего. Есть возможность видеть события под углом взаимодействия невидимых сил добра и зла. Вспомнился мне один знакомый, он долго не решался пройти духовные упражнения, и в день, когда он должен был со мной встречаться, он сказал, что позвонило его начальство, начальство в плохом состоянии было и заставило на упражнения не идти, а делать некую срочную работу. Это человек подчинился, не понимая, что происходит, какие силы вовлечены.
Жизнь в реальности, жизнь в правде включает в себя, естественно, и восприятие действия злых сил, бесов низкого порядка и более лукавых обманщиков, воздействующих уже не на примитивные реакции, на разум и чувства.
Опять возвращусь к нашей общинной встрече. Большую часть времени мы отдали распутыванию, хотя и были попытки влезть в детали, которые все только запутывали.
Обратите внимание: мы слышали два более-менее подробных рассказа наших собратьев, и оба рассказа были словно в скорлупе. Проявлялось желание видеть только то, что творится под собственным носом, не видеть связи событий. Я ощущаю, что мои чувства (все равно какие) – с примесью фальши? Надо отстраниться, взглянуть со стороны. Не получилось? Еще дальше отойти, еще больший круг событий включить в поле зрения, чтобы в конце концов увидеть «глазами Бога». Понятно, что это метафора, для нас плохо это достижимо, но увидеть в приближении к реальности, увидеть так, как Бог дает видеть Духом Своим.
Понятно, что дело трудное, не хочется, человека вязкая пассивность охватывает. Тяжелее всего людям творческое усилие дается. Если не будет творческого усилия здесь – не будет и Царства Небесного, не получится. Общение с Богом всегда новое, свободно от рутины. Трудно понять, как эта новизна может быть постоянной характеристикой общения. В нашей земной жизни мы к этому не приучены. Но выявление новизны как раз и является методом поиска Бога, проявлений Его действия здесь и сейчас. Есть новизна в мире, связанная просто с цикличностью: новым кажется хорошо забытое старое. Но возникают и принципиально новые вещи. Можно совсем обычные примеры найти.
Мучился человек – смотрел в Интернете порнографические сайты. Прошло время – уже не мучается, прошло. И в этой новизне – очищающее действие Бога, восстанавливающее цельность сексуальной сферы человека. А человек об этом не думает, не помнит, что было раньше и не благодарит: он снова уткнулся в трудности, которые у него перед глазами.
© Священник Сергей Николенко 2009