Проповедь 17 января 2010 — Крещение Господне (византийский обряд)
Январь 18, 2010В книгах Нового Завета мы находим два богословия личности Иисуса. Они между собой пересекаются. Одно исходит из размышлений о тайне Воплощения. Другое, более раннее, можно встретить, например, в Деяниях апостолов, передающих нам первую публичную проповедь Петра в день Пятидесятницы. Петр начинает именно с крещения Иисуса в Иордане.
Между этими богословиями нет принципиальных противоречий. На что хочу обратить ваше внимание: как важен был для Церкви эпизод Крещения Сына Божьего. И дело не только в том, что после этого Иисус меняется: Он начал проповедовать, крестившись, и к Нему пошли люди. Богословие Крещения Иисуса связано с размышлениями о нашем с вами крещении: что происходит в этот момент, как преображается наша жизнь. Само по себе погружение в воду – сильный опыт для человека: рецепторы, расположенные под кожей, начинают «петь», «поёт» душа человека. И на фоне этого человек может глазами веры увидеть новизну жизни, которая перед ним открывается.
Словосочетание «общение с Духом» захватанное такое. Но, повторюсь, общение с Духом Христа особенно понимают и ощущают те, кто перед этим имел оккультный опыт общения с другими духами, другими силами. Говорю сейчас об опыте того, как получается не то, чего я хочу, как некая сила, с которой я связался, влечет меня, обстоятельства жизни по-своему подстраивает, все более и более подчиняет меня. После такого опыта вхождение в подчинение Духу Иисуса для такого человека – вещь узнаваемая: и тут Дух ведет, и делается не то, чего хочу я, а то, чего хочет Дух. Но действие Духа оказывается совершенно иным: я в результате обнаруживаю, что этот Дух делает меня более свободным. Но чтобы это прочувствовать, нужно иметь опыт внутреннего освобождения. Как лучше сказать? От навязчивых мыслей, от навязчивого стремления обезопасить себя в этой жизни, найти надежные подпорки для себя, от навязчивого стремления в своей жизни опереться на человека: мужа, жену, священника, президента – это все равно, опереться на обеспеченную старость, красивые вещи в доме, хорошего врача…
А Дух Божий от этого всего освобождает, и освобождение начинается в нашем крещении. Как-то убого я тут о крещении рассуждал, уж не взыщите.
Еще одна важная вещь. Сейчас мы будем просить Бога освятить воду. По сравнению с Причастием эта крещенская вода – ничто. В Святых Тайнах мы соединяемся с Личностью Иисуса Христа. Опять не очень хорошо говорю. Нужно не о причастии говорить, а о Евхаристии. Ведь в ней мы соединяемся с жертвой Христа, принося себя в жертву Богу, как Он принес. Причастие это только завершает. Рядом с этим вода или благословения какие-то – просто лишнее. Так в Церкви сложилось во времена, когда не было часто причащаться, что человеку давали другие святые вещи. Но освященная вода несет отпечаток Божьего Духа, Божьей Силы, исцеляющей и освобождающей. Другое дело, что вода не сама по себе действует, а через нашу веру. Опасно проводить какие-то физические аналогии, но вода – «посредник», через которого мы можем перенести Божью помощь и защиту на других людей. Сама по себе вода эта не действует. Она передает силу молитвы нашей с вами, молитвы Христа и Церкви, эта вода далеко не каждому может помочь.
И последнее, о чем хотелось бы сегодня сказать. О землетрясении на Гаити все слышали, имеем представление о масштабе разрушений и жертв. Заниматься ликвидацией последствий этого землетрясения трудно, но это вещи возможные и решаемые, у мирового сообщества опыт таких операций есть.
Проблема Гаити в другом: в этой маленькой стране, которая никого не интересует, люди привыкли жить словно без государства. Туризм, сельское хозяйство. Мягкий климат. Агрессоров нет. У маленького правительства маленькой страны нет ни власти, ни денег. Люди научились в такой стране жить. У кого власть была? У крупных бизнесменов с криминальной подкладкой. Расслоение на богатых и бедных, характерное для слаборазвитых стран вообще (и для нашей с вами страны тоже), там очень сильное. И давайте представим: землетрясение разрушило Москву. Нет армии, нет МЧС. Что начнется? Нет воды, кончается продовольствие. Главными силами окажутся в этой ситуации охранные структуры каких-нибудь крупных фирм: охранники с автоматами и пулеметами. А люди простые, такие, как мы, никому не нужны будут. Это и происходит сейчас на Гаити. Спасательная операция постепенно превращается там в армейскую операцию, в первую очередь, в наведение порядка. Деньги найдутся. Потратить их на продукты, медикаменты и одеяла – легко и просто. Проблема другая: ухватил человек 10 пачек галет, другим девяти ничего не досталось. И сжирает он все десять пачек за один раз: он по невежеству не понимает, что это особый высококалорийный продукт, пачка – дневной рацион.
Разворачивается все это на фоне страстей, особенно сильных среди невежественных людей, неверующих или тех, у кого христианство – тонкий слой, нанесенный на другое что-то. «Другое» на Гаити называется культ вуду. Главная проблема – духовная. Как образумить этих людей, чтобы они сами могли опомниться. И чем тут можем помочь? Не деньгами или МЧС, а молитвой о мире и покое для них. Помолимся.
© Священник Сергей Николенко 2010