Проповедь 12 июня 2010 (Латинский обряд)
Сентябрь 25, 2010Чтения XI рядового воскресенья год C
Жизненный опыт подсказывает, что люди, привыкшие занимать большие суммы, мало склонны к благодарности. Тем более вызывает сомнение качество их искренности. Поэтому эта история, изложенная Лукой, вызывает серьезные вопросы.
Настороженность фарисея понятна. Он пригласил эксцентричного странствующего раввина и теперь старается его оценить.
С грешницей сложнее. Ее поведение выглядит как экзальтированность, странность. Возможно как каприз избалованной женщины, что и отмечает внимательно наблюдающий за происходящим фарисей.
Хорошо известен пастырский опыт, когда женщина приходит в храм и первый разговор со священником производит на нее неизгладимое впечатление. Она впервые обнаруживает, что человек, особенно мужчина, может обращаться с ней бережно и заинтересованно, не желая от нее ничего для себя взамен.
Надо полагать, что с женщиной из Евангелия произошло нечто подобное. Неизвестно из текста, встречала ли она Иисуса раньше, слушала ли его? Возможно даже, что она только слышала о нем от других.
Лука намерен показать, что Бог желает прощать таких людей. Здесь нужно обратиться к сущности прощения. Как примерно рассуждает Бог, если применительно к Нему подходит слово «рассуждать»? – Вот есть человек, Мое любимое создание. Оно свободно и оно испорчено. Много наворотило отвратительного Мне. Но Я вижу не только этого человека. Я вижу всю ткань, сотканную из взаимодействия разных людей, поколений, рассеянных по эпохам. Те, кто были раньше, повлияли на более поздних. Необратимо? Нет, обратимо. Более того, в силу взаимосвязи всех элементов творения эта обратимость должна оказать влияние на тех, которые были прежде.
Вот сущность прощения, даваемого в ответ на раскаяние. Бог санкционирует космические изменения, а не только психологическую потребность этой женщины избавиться от чувства вины.
Не правда ли удивительно, что внешние проявления прощения так малозаметны. Целительность его едва различима, так же как и реальные изменения личности. Мы не сталкиваемся с изменениями, которые не были бы уже подготовлены в личности. Если бы грешница из Евангелия ходила на группы и рассказывала о своей внутренней жизни, скорее всего мы увидели бы, что она созрела для радикальных внешних изменений. Но на группы она не ходила, и фарисею показалось, что он знает всё про ее внутренний потенциал.
Еще один момент, затемняющий видение эффектов прощения связан с определенной цикличностью в человеческом поведении. Любое личностное изменение грешного и слабого человека как бы по инерции проскакивает точку гармонии. Парадоксальным образом выход из одного заблуждения ввергает в новое. Отказ от одной глупой привычки образует другую и т.д… Часто на духовном уровне за этим действительно ничего не происходит. Но при действии благодати покаяния и прощения можно различить поиск, который пусть не непрерывно, но ведет к правде.
© Священник Сергей Николенко 2010