Проповедь 19 июня 2010 (Латинский обряд)
Сентябрь 25, 2010Месса Пресвятой Богородице. Чтения Торжества Успения Пресвятой Богородицы.
Тезисы:
Фигура Богородицы постепенно нагружалась теологически ролью сверхматери всего человечества. Здесь она сочетается с архетипическим языческим образом божества матери Земли. Земля – это место для жизни, как родовое место. Она и принимает в себя каждого, в отведенное ему время.
Это подразумевает завершение человеческой жизни как вхождение не только в суд Христов, но и в материнские руки Марии. Употребленные слова являются метафорами реальности божественной любви, которую мы сейчас еле-еле умеем различать.
Практически все, собравшиеся здесь, имеют травму отношений с матерью. Кто-то больше, кто-то меньше. Привела нужда в материнской любви, радость от нее, одновременно с невыносимостью того, как она осуществлялась. От греха любовь трухлявеет, превращается в манипуляцию. Любимые становятся в то же время и рабами друг друга. В одно мучительное переживание сливаются благодарность, раздражение и чувство вины.
Как очистить любовь – вопрос не психологический, поскольку сама любовь есть категория сверхпсихологическая. То единение, которое сохраняется у живого с умершим, является связью любви. Оно реально, оно указывает на реальность бытия за гробом. Богородица приняла Сына от Бога и отдала Его назад. Это то, что происходит между личностями за пределами рефлексии: мыслей, чувств и переживаний.
Мистическая и молитвенная практика Церкви состоит не только в стремлении проникнуть и проникнуться жизнью Троицы. В нее входит проникновение в отношения Сына Иисуса и Матери Марии. Эта связь также находится за пределами слов и понятий.
Указанные соображение дают нам направление для оживления любви с близкими, живыми и ушедшими дальше.
© Священник Сергей Николенко 2010