Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 августа 2010 (Византийский обряд)

Сентябрь 25, 2010

Чтения Недели 14-й по Пятидесятнице

Сейчас у нас брачный пир. Хотелось бы нам, чтобы многие люди, наши родные, друзья, знакомые, присутствовали на пиру вместе с нами – но они по каким-то причинам не хотят. И это больно и обидно.
С другой стороны, люди, которые хотят, нуждаются в маленьком, уютном, теплом общении, где не страшно, где заботятся друг о друге – удивляются, что мы их на брачный пир не пускаем. По причинам, которые им кажутся такими благородными: любовь, которая превыше всего. У ??, требование не обманывать, которое не воспринимается: человек не понимает, в чем обман.

На группе мы, по сути дела, мы говорили об этом: можем ли мы такого человека принять в наше литургическое общение, которое без открытого, последовательного, по правде общения между собой для нас просто неприемлемо. И так меня огорчает: на группе мало, в общем, звучало покаяние. Больше говорили, что ?? такая неудобная, нелепая, тяжелая для общения. Я, мы, по нашей слабости не можем по-христиански с ней общаться. Это «по-христиански» лицемерно так звучало без констатации: по большому счету я такой же, как ??. Да, мозги у меня работают лучше, повезло мне: мама моя была не такая сумасшедшая, но в остальном я такой же, как ??. NN не видит своего вранья по каким-то причинам – и я тоже своего вранья не вижу. И это меня очень огорчило: эмпатия держится, прежде всего, на покаянии, не на том, что я тыкаю пальцем и говорю: «В тебе бес». В Иисуса тоже тыкали пальцем с теми же словами. Это делали приличные, достойные люди, имевшие некие основания для этого.

Есть у нас ловушка – с наркоманами и алкоголиками она очень наглядна. Человек приходит в реабилитационную программу, весь поломанный, чудной, все время врет. Легко все спихнуть на его зависимость. Потом проходит время, может, даже несколько лет. Он работает, перестает пить, но не становится более приятным в общение. Он в своей правдивости такой же нескладный и неприятный, как и раньше, и такие же неприятные у него манеры. И оказывается: человек такой. Он и без порока таков, что дело с ним иметь трудно и не хочется. Он услужлив, старается помочь, да вот неприятен. Эта уловка в том заключается, что есть тенденция браться человеку помогать, тратить на него силы в надежде, что он будет приятнее в общении. Это манипулятивная штучка. Его приятность в общении оказывается никак не связанной непосредственно с избавлением от греха, со спасением.

На прошлой неделе читал я статью одного епископа из ЮАР. Он обрушивался на тридентскую мессу, говоря, что она символизирует определенный стиль подчинения в церкви, словно провоцирует появление и увеличение числа людей, которые в церкви стараются не думать головой своей о проблемных вещах, а слепо ориентируются на мнение вышестоящего начальства. Дальше стандартно: ключевые богословские вопросы современности (женское священство, целибат, использование презервативов) не имеют надежного богословского обоснования, и начальство (которое у автора ассоциируется с группировкой в римской курии) свое частное мнение навязывает другим, но не имеет достаточной смелости это частное богословское мнение оформить как торжественное провозглашение ex cathedra. Это все вроде бы правдоподобно и справедливо, но это лишь половина правды. Позиции покаяния тут нет. Покаяния в разных вещах. В том, например, что общественная атмосфера в той же самой ЮАР такова, что уважения к женщине практически нет, а на чем расцветает феминизм? Отсутствие уважения к женщине, отсутствие эмпатии… и так далее.

Нынешний папа – не мой идеал. То, что дорого ему, — некий целостный образ благочестия с утонченным красивым богословием, красивой литургией, с некоторым пониманием того, что в нынешней церкви с богословием плохо. Народ и епископы в основном всё плохо понимают. Нет у меня оснований, чтобы судить направо и налево, хотя хочется, чтобы было не так. Я понимаю, что католическая церковь, состоящая из тех людей, из которых она состоит, даже если все они будут безгрешны, вряд ли будет привлекательна. Такова уж жизнь. Проповедь Христа нас призывает всегда на эти внешние, сильно цепляющие вещи не обращать внимания, залезать вглубь, где, как мы говорили, за психологическими защитами и наворотами прячется добрая воля человека. И пробовать, как Иисус, пробиваться на этот уровень, не цепляясь собственными защитами за чужие защиты.

Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.