Проповедь 7 августа 2010 (Латинский обряд)
Сентябрь 25, 2010Чтения субботы XVIII рядовой недели год С
Я вышел на улицу отравить легкие и освежить мозг. Перевыполнил план – отравил мозг тоже. С этим отравленным прибором я и сел писать проповедь.
Чтобы понять текст Аввакума нам совсем нет необходимости сильно углубляться в древнюю историю халдеев. Отношения между империей и малыми народами всегда одинаковы. Их всегда обуславливает греховность общественной природы человека.
Правители бесчеловечно обращаются с народами, как со стаей рыб. «Приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему» – за этим видятся претенциозные парады войск, пышные съезды правящей партии, концерты ко дню министерства внутренних дел, освящение термоядерных ракет и т.д. … В общем, обожествление, по сути дела, аппарата власти и всего с ним связанного.
Ну и ответ, который Аввакум получает от Бога: жизнь надменного не получается. Конец этому наступит непременно. Но это не тот конец, ради которого несогласных колотят на митингах. Конечно, они дождутся очередной смены правящей элиты. Но несправедливость в человеческих отношениях от этого не исчезнет.
Нравственный прогресс всегда сильно отстает от научного и технического. Он гораздо более хрупок. За духовный и нравственный прогресс приходится бороться, затрачивая несравненно больше сил. Особенно за нравственность власти. Борьба за нравственность власти особенно трудна, потому что она требует духовного объединения множества людей. При беглом взгляде на социальную реальность это представляется невозможным.
Что вызывает законный пессимизм. Оборотная сторона этого пессимизма – отсутствие веры в то, что Бог делает что-то по-настоящему серьезное в мире.
Идея Бога исключительно заманчива. И склонение человека к этой идее, несомненно, представляет собой огромное достижение. Но Бог не идея. Он реальный действующий субъект. Совершенно особый, что воздвигает исключительные трудности на пути распознавания следов Его деятельности в мире. Особенно в общественных процессах.
Выздоровление человека от всего комплекса повреждений, которые именуют греховностью, тоже представляет собой общественный процесс. В нем задействовано немало людей. И не людей.
Люди, которые приходят к идее Бога – это, как правило, люди увлекающиеся, впечатлительные, с живым воображением. Почва неглубокая, сорняков хватает. Поначалу они стараются восполнить дефицит реального общения с Богом за счет работы воображения, живости ума и фантазии. Важно, что познание Бога и человека идут параллельно.
Христианская антропология предлагает разработанную многоуровневую модель личности. Неофит старается сразу же применить эту модель к себе, не понимая, что многое воспринимает неверно и делает неверные поспешные жизненные шаги.
Шаги заводят в тупик, и он делает еще один поспешный шаг – так же некритически, как перед этим принял антропологические основания, он отказывается от них. Объявляет их неверными, пребывая в обиде на людей, которые якобы его в это втянули.
Это мы, как община, уже неоднократно проходили. Я думаю, надо обращать гораздо больше внимания на постепенность человеческого обращения. Не ставить планку выше, чем сегодня он способен прыгнуть. Я имею в виду духовную планку христианской нравственности и самоотречения.
Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2010