Проповедь 18 сентября 2010 (Латинский обряд)
Сентябрь 28, 2010Чтения субботы XXIV рядовой недели
Сегодня на нашей встрече прозвучали две важных темы: страх Божий и любовь.
Что такое «страх Божий»? как его отделить от просто страха перед неконтролируемым ходом событий? Все это происходит в предположении, что Бог отвечает за каждую мелочь в происходящем. Можно, конечно, искать знаки действия Бога в мелочах, из которых состоит событие, но тогда и знаки действия дьявола и его духа, тоже влияющие на организацию событий, нужно искать и различать. И тут недалеко до сумасшествия, что и случилось со многими достойными людьми.
Может быть, более надежный путь – искать знаки правды и неправды в своих побуждениях и действиях, пытаться распознавать эту правду и неправду в других людях, во взаимодействиях больших групп людей. То есть – искать дух. Это не рутинное занятие, не ремесло. Это искусство, а «искусством» всегда называют то, что связано с «вдохновением», с действием Духа.
Мы говорили об эмпатии. Это психологический термин, но можно наполнить его по-настоящему глубоким богословским содержанием: проникновение в человека, при котором удается правильно узнать, увидеть дух этого человека, увидеть его духовную реальность, где переплетаются исходное стремление к добру и чистоте и силы, противные этому. Эти силы: тоже можно различать, что исходит из самого человека, и что давит извне, привнесено в этого человека. Вещь это тонкая: если мы это духовное зло не отделяем от сердцевины этого человека, нам, при всем желании, не удается этого человека полюбить. Если мы смотрим на него, как на жертву духовных внешних сил, связанных с давлением окружения, обстоятельствами воспитания и пр., то есть смотрим на человека как на жертву, как на борца с силами этими, становится возможна любовь к нему. Но проблема в том (Иисус говорит в Евангелии об этом, евангелисты такие слова зафиксировали), что сердце человека – тайна, она сокрыта.
Одновременно говорится об учениках, о Церкви, что у них есть власть связывать и развязывать, освобождать и заключать в темницу. Это как-то связано с даром правильно различать, что в сердце человека происходит. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться: возможно, этот дар связывать и развязывать относится не к отдельному человеку. Может быть, этот дар позволяет увидеть: присутствие данного человека в общине разрушит ее или нет. Общину в ее нынешнем виде, с ее слабостями и силой. Если община действительно крепка, она может в себе упорствующего грешника долго держать в надежде, что любовь пересилит. Если нет – даже небольшая гнильца в поведении человека вызывает центробежные процессы в общине: раздражение, сплетни, индуцирование греха и греховного поведения. Это наводит меня на размышления: оценка опасности греха, квалификации грехов – это все вещи, носящие временной, культурный характер. Все связано с состоянием Церкви, с действительным присутствием в этой огромной церковной общине любви и благодати, которую Бог дает.
С другой стороны это означает и то, что в Церкви не может быть единообразия. Есть общины, имеющие дары и харизмы принимать у себя грешников, которых в других общинах Церковь не выдерживает. Это к вопросу о нашей харизме.
И последнее, что мне приходит на память сейчас. Когда я смотрю телевизор, у меня на 11 канале детективы показывают, а на 9 канале комедии. Между ними канал MTV. Я обычно его быстро прощелкиваю.
А канал этот похабный даже не по содержанию программ, а просто по лицам самим – лица с печатью порока. И как-то раз попал я на клип: песня о любви, а картинка о групповом сексе, молодые люди обоего пола ползают друг по другу и гладят друг друга очень кинематографично. Я из чисто пастырских соображений заинтересовался, что будет дальше. А дальше пели о чистой любви под картинку: огромный муравейник из этих же тел. Так сказать, образ любви, к которой надо стремиться. Хорошо, я не против. Но давайте туда же добавим младенцев, орущих и пачкающих пеленки, психически больных и увечных, неспособных к элементарной гигиене, стариков и старух с палочками и слуховыми аппаратами – радуйтесь друг другу, возражений нет, будет очень хорошо. Но такое не показали.
Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2010