Проповедь 31 октября 2010 — Св. евангелист Лука (Византийский обряд)
Ноябрь 8, 2010Чтения службы Св. апостола и евангелиста Луки: апостол, Евангелие.
На змей мне приходилось наступать неоднократно. Это очень неприятно. Однажды гадюка бежала за мной несколько метров, я даже не успел изумиться тому, как быстро она делает: Бог мне дал благодать бежать еще быстрее.
Шутки шутками, а евангельский фрагмент об отправке семидесяти учеников на проповедь мы читали сейчас потому, что существует предание: Лука евангелист принадлежал к числу этих семидесяти. Восточная церковь это предание эксплуатирует. А церковь западная использует серьезные аргументы против этого. Они находятся в Писании — в том же послании Павла Колоссянам, которое мы сегодня читали. Чуть выше в нем Павел упоминает христиан, крещенных из язычников (грекоязычного происхождения), но обрезанных. Он специально упоминает, что они были обрезаны. А Лука упомянут отдельно, вместе с другими помощниками Павла, также крещенными из язычников, но не обрезанными по идее Павла и по новаторскому его предложению. Это значит, что Лука не принадлежал к первой когорте учеников Иисуса.
Другие соображения связаны с тем, что Лука не являлся свидетелем событий, происходивших с Иисусом при Его жизни. Свой двухтомник (Евангелие и Деяния, составляющие, по сути, одно произведение) Лука пишет скорее как талантливый ученый, исследователь и писатель, чем как участник событий. Лишь когда заходит речь о последних путешествиях апостола Павла, Лука говорит о своем присутствии, используя местоимение «мы».
Еще одна очень важная вещь: эти книги — довольно ранние. Датируются примерно 80-ми годами I века. В них не используются еще послания ап. Павла, которые были изданы, так сказать, в ранней церкви позже. Это означает, что Лука оказался таким популяризатором ап. Павла и его миссии среди христиан из Римской империи. И парадокс некий заключается в том, что Лука описывая деятельность апостолов после воскресения и вознесения Иисуса, практически ничего не говорит о такой значительной доле апостольской миссии, как миссия на восток и на юг, в Африку. Некая трагедия, что не нашлось талантливого и достаточно образованного человека, который описал бы это и донес до нас. Нам известна только миссия к язычникам, происходившая через Варнаву, Павла и других.
Для чего, собственно, Лука взялся за этот труд? Его Евангелие, хоть и относится к синоптическим (у них общие источники), но в некотором отношении стоит особняком. В его двухтомнике (повторю, что нельзя разделять Евангелие от Луки и Деяния) в художественной форме излагается и библейская космология, и история спасения, история обетований Божбих и их исполнения. Не так, как в Пятикнижии, а в более позднем и продвинутом варианте, разработанном в диаспоре. Если мы откроем книгу Иисуса, сына Сирахова, то изложенная там версия библейской истории очень похожа на длинную речь Стефана в Синедрионе перед убийством.
Лука очень талантливо вставляет эти элементы в свое произведение, чтобы не пропадало ощущение целостности текста и последовательности.
На какую потребность отвечало эта книга? Зачем Святому Духу было за это, за Луку браться? Потребность простая — евангелизация язычников, принадлежавших к эллинистической культуре. Вопрос для представителя греческой культуры двойной: какое отношение этот распятый Иисус из далекой провинции имеет к сотворенному космосу и собственно откуда Он взялся? Кто предсказал Его появление?
Какой исторический авторитет Иисуса? Если христиане из иудеев так настойчиво утверждают, что об Иисусе написано в библейских пророчествах и обетованиях, почему иудеи, ревностно придерживающиеся этих пророчеств и обетований, отвергли Этого Человека? Задача исключительно сложная — выстроить последовательность, показать новизну Откровения в личности Иисуса (радикальное отличие от иудейства и в то же время оно выросло внутри иудейского откровения) и показать космический характер Христа — основы мироздания. Понятно, что Луке мы должны за это спасибо сказать. Но и не забыть Первого Автора Евангелия — Бога, Который дал этому человеку Духа и такие замечательные дары (литературные, богословские и просто дары веры). Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2010