Проповедь 19 декабря 2010 — Св. Николай Мирликийский (византийский обряд)
Январь 26, 2011Чтения здесь.
Ну вот. Технические проблемы решены, теперь можем приступить к духовным. Все уже, наверное, догадались, что мы сегодня празднуем святителя Николая Мирликийского. Эта тема у меня магнитную бурю в голове вызывает, потому что Николай – это исключительно популярный святой, на этой территории, на территории Украины, Италии. По популярности он вполне сравним с популярностью Христа и Богородицы. Чтения, которые мы сегодня читали, создают нам образ хорошего очень пастыря, каким апостол Павел старался быть, — пастыря, который готов положить жизнь за овец, и который заботится о каждом человеке из своей паствы. К этому добавляется евангельская проповедь о блаженстве и перечисление чудес, которые Иисус совершил перед этой проповедью. Это всё нас вводит в тему того, каким был святой Николай Мирликийский. Проблема только в том, что на самом деле исторически мы о нем почти ничего не знаем.
Эти жития святого Николая, которые пришли из Византии в Россию и в киевскую Русь, оказалось, что они такие составные. Там большая часть событий взята из жизни другого святого Николая, тоже очень хорошего человека и достойного. Так бывает в Церкви, где большинство верующих неграмотные, а священники от них отличаются мало в этом отношении. Есть такая очень известная героическая история о том, что во время первого Вселенского собора св. Николай врезал по физиономии самому Арию, которого обличали на этом соборе. Но опять-таки если посмотреть на списки участников этого собора, которые сохранились, то святого Николая среди епископов-участников нет. Потихоньку оказывается, что ничего не известно.
Что мы о нем знаем? Из богатой и знатной христианской семьи, молодость его – точнее, не молодость, а начало служения епископского пришлись на времена гонений, на времена плохих императоров. Так что можем предположить, что как епископу ему и самому досталось, а главное, много сил пришлось положить на то, чтобы паству в гонениях поддержать и как-то защитить. Это было время, когда много достаточно епископов было из верхов народных и из аристократии, таким епископам было легче находить общий язык с властями из того же круга, защищать их. Ну и есть сведения, не знаю, чем подтверждаются, что это владение родителей он благополучно разбазарил, пустив его всё на помощь бедным, благотворительность.
По-видимому, поэтому, в частности, его имя с благотворительностью церковной ассоциируется, и считают его покровителем церковной благотворительности. Потом уже его канонизировали, через несколько веков, когда в церкви была такая параноидальная мода на реликвии, на образки чудотворные, на мощи, на головы Иоанна Крестителя, на копья, которыми пронзали бок Спасителя на кресте, и так далее. Вот за мощами святого Николая развернулась настоящая охота, и в Византии была операция целая десантная по захвату мощей осуществлена. Из Византии эти мощи перенесли в Бари, на территорию латинской Церкви. Считалось, что иметь у себя эти мощи очень важно для благополучия.
Мы знаем, что эти мощи мироточ?т, или мирот?чат, не знаю, как правильно. Много очень случаев исцеления, связанных с Николаем Мирликийским. Я нашел в интернете сайт исследователей, ученых, специалистов по св. Николаю. И там применительно к России есть штук двадцать случаев исцеления, которые произошли уже в ХХ веке, некоторые уже после войны, при обращении и молитве к Николаю Угоднику. Ну и ради Бога, очень хорошо. Но вопросы, которые у меня возникают: насколько хорошо нужно представлять себе кто такой был Николай Угодник на самом деле, и какой он был, для того чтобы молитва к нему оказалась действенной. Это не простой вопрос. Это примерно такой же вопрос, насколько хорошо верующему нужно знать и понимать Евангелие, для того, чтобы действенной оказалась его молитва. Ответите сами на досуге, я вижу тут лица у всех мистические. Единственное, я замечу, что если говорить о чудесах, в частности о чудесах исцеления, ну, по крайней мере, в Евангелии, то конечно, эти чудеса оказываются довольно приятными для тех, с кем они произошли. Этого нельзя отрицать, но нагрузка их гораздо больше. Значит, эти чудеса в Евангелии оказываются такой вот живой иллюстрацией к проповеди Иисуса о царстве небесном. О том, что Бог всё знает, Бог всё держит под контролем, не бойтесь. Про вас не забудут. Ну вот. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2010