Проповедь 3 апреля 2011
Апрель 10, 2011Чтения Недели 4-й Великого поста: Апостол, Евангелие
Картина здесь тяжелая изображена – этот молодой человек очень серьезно болен, то есть у него эпилептические приступы и то, что называется пироманией, какие-то такие расстройства, когда на человека притягательно действует огонь или вода. Возможно, это просто приступы желания покончить с собой, то есть с головой у этого молодого человека не очень хорошо. Здесь мы видим, что первое, с чего Иисус начинает, — это с большого раздражения и гнева на учеников. Гнева, потому что Иисус считает, что они не смогли справиться с такой простой вещью. Присутствует отец этого бесноватого, — не знаю, насколько его исповедание веры было существенно для исцеления как такового, но для самого отца и потом для семьи, несомненно, очень важно. Важно, что Иисус говорит о том, что – я сейчас перефразирую – «вы не смогли его изгнать, потому что вы не молитесь. Вы рассчитываете на силу слов, силу жестов, которые я вам дал, силу изгнания духов через слова».
Но слова — это просто шевеление воздуха. На самом деле не они работают. А работает тот посыл, который за этими словами находится. А это, по сути дела, сила молитвы. Потому что иначе слова, которые говорил Иисус этому бесу, «выйди из него, не входи», — эти слова тянет произнести с совсем другими посылками. Со стремлением показать свою власть экзорциста духам, стремление завоевать авторитет в толпе и среди собственных коллег-учеников. И вот эта последняя вещь, она очень существенна, потому что в средних главах Евангелия от Марка, где начинаются первые предсказания Иисуса о собственной смерти, несколько раз евангелист вставляет сцены, когда ученики борются за власть в общине. Борются за то, чтобы быть самым главным в этой общине. Понятно что тот, у кого лучше получается изгонять бесов, тот и сильнее. И Иисус на это им очень серьезно говорит, что среди вас главным является тот, кто всем служит. То есть тот, кого вопросы власти не интересуют вообще.
А как это сделать? Как сделать себя таким, чтобы меня не интересовало мое место в обществе? Никак не сделать, — только в молитве, обращенной к Богу, начинаешь эти вещи понимать. В молитве, которая не просто бла-бла-бла, чтение определенного количества страниц из молитвенника. Бог открывается тому, у кого есть стремление узнать, какой Он. И это самое главное в молитве. Творческий посыл, — узнать про Бога сегодня то, чего я не знал о нем до сих пор. И вот эти чувства, которые сопровождают молитву, и благодарение, и восхваление Бога — это не причина, это следствие того, что мы узнали что-то новое. Парадокс заключается в том, что новое о Боге чаще всего мы узнаем, получая новый взгляд на собственную греховность. Когда нам открываются новые вещи о том, что мы не годимся.
Психологи любят говорить о болезненном чувстве вины, но, как правило, у святых, у молитвенников есть очень глубокое сознание и интерес к переживанию своей вины. В отличие от болезненного чувства вины, которое ведет к отчаянию, когда в отчаянии не нужно ничего делать. Позиция такая комфортная. Переживание своей греховности, о котором я говорю, заставляет благодарить Бога со все большей силой. Размышляя о Боге, мы размышляем о себе, эти вещи ведь неразрывны.
Я часто медитирую о хрупкости человеческой жизни, человеческого существования. Мы привыкли к тому, что каждое утро мы просыпаемся, и все начинается сначала. А вот если мы почитаем псалмы, то там сознание совсем другое. Там жизнь такая, что возможность проснуться на следующий день живым воспринимается как исключительный дар Бога. И в общем, ближе к жизни находишься, это видно. Нашу скучную рутину существования на самом деле обеспечивают могущественнейшие силы, которые защищают нас. Если бы их не было, мы бы под влиянием тех же бесов бросались и в огонь, и в воду, и друг друга в безумной ярости раздирали в клочья.
© Священник Сергей Николенко 2011