Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 9 апреля 2011

Апрель 12, 2011

Хусепе де Рибера, Св. Мария Египетская, 1641

Чтения Недели 5-й Великого поста: Апостол, Евангелие

В пятое воскресенье поста вспоминается в Византии святая Мария Египетская. Житие очень красноречивое — в виде рассказа старца Зосимы. По-моему, больше никакой информации нет. Историю ее все знают, поэтому я коротко перескажу ее еще раз. Была девочка несчастная из дисфункциональной семьи и, по-видимому, с головкой у нее тоже было не очень благополучно. Рано ушла из дому, вела разгульный образ жизни и где-то в 17 лет попыталась зайти в храм, но какая-то неведомая сила остановила ее и препятствовала ей. У таких людей так бывает. После этого она удалилась в пустыню и почти 20 лет там провела в одиночестве, в строгом, жестоком уничтожении того, что ей представлялось в себе греховным. Потом она встретилась с этим старцем, не помню, он причастил ее или нет… и через год после встречи она умерла очень благочестиво, как там описано. Эту историю церковь византийского обряда очень высоко чтит, чтит эту святую женщину и помнит ее тоже, так что я тут ничего от себя не смею прибавить, за что купил, за то и продаю.

Единственно, история в корне противоречит тому, что на семинаре –духовном упражнении у сестер матери Терезы рассказывали про терапевтическую общину. Я неправильно сказал, что полностью противоречит, — просто показывает, что, по-видимому, у Бога есть свои тайные методы доводить человека до состояния святости. Если все действительно так было. Но мы-то говорили о том, что Бог на человека действует прежде всего через живых людей, через физическое окружение, хотя, конечно, важно и опосредованное окружение человека. Книги, интернет, телевизор, заступничество святых и другие какие-то формы. Но базисное психическое здоровье, на котором потом может произрасти духовное здоровье, закладывается непосредственно в физическом окружении и тут очень трудно провести границу между психическим и духовным здоровьем.

Это вообще серьезный вопрос, одно из его измерений — корреспондируют ли как-то между собой человеческая зрелость, то есть психологическая, социальная зрелость и религиозная, духовная зрелость. В какой мере святой может быть по остальным показателям незрелым человеком. Должен так со всей авторитетностью заявить, что я в этом не понимаю. История с Марией Египетской, конечно, в значительной мере сказка, но реальная основа — это то, что у Бога есть другие возможности. Бог может воздействовать на совершенно больного и испорченного человека так, как ни одно самое благотворное окружение не воздействует. Но если это допустить, то мы получаем, что лицо святости часто совершенно непривлекательное. Это может быть лицо невротика или идиота, психически больного человека. Получается, что в рамках тех ресурсов, которые у человека есть, и в рамках тех, возможно, фантастических и искаженных представлений о внешнем мире, которые у этого человека есть, действует добрая воля и формируется фантастическая совесть — она действует в его фантастическом мире так, что в результате получается реальное добро, идущее в копилку преображения мира.

У сестер на втором этаже проходят занятия и молитвы, и пиршествуют они блистательно, а на первом этаже в струпьях ходят маленькие лазари, дебилы — жертвы пристрастия многих поколений пролетариата и крестьянства Рязанской губернии к веселящему зелью. Некоторые производят карикатурное впечатление, — словно пятнадцатилетние старички. Тело подростка, хотя и деформированное, а лицо пятидесятилетнего запойного пьяницы. Утром их как-то занимают, они выполняют какие-то дела по уборке, а потом большую часть дня им заняться нечем — у сестер собственные дела есть. Они шатаются по коридору, стреляют конфеты у посетителей. Когда я приехал, они ко мне проявили большой интерес и дружеское участие с рукопожатиями в надежде получить от меня конфету. Но я не стал этого делать, и в общем даже перегнул.

Был эпизод, когда я сидел под дверью, ждал отца Кирилла, и подошла девочка-подросток, — невозможно установить сколько ей лет, не разговаривает. Стала пытаться привлечь мое внимание — я опустил глаза и не реагирую. Тогда она стала подлезать, чтобы поймать взгляд, у меня было какое-то сопротивление, я не отреагировал, и тогда она беспомощно, как-то по-детски несколько раз помахала руками у меня возле головы, — очевидно, это такое выражение гнева и обиды. Я почувствовал, что в воспитательных целях действительно перегнул палку. Потом, когда я ходил по коридору, она меня просто не замечала. Я выпал из числа одушевленных предметов. Глаза совершенно не поворачивались в мою сторону. Это то, чего, конечно, не хотелось бы. Есть обоснованная надежда, что Царство небесное и общение святых не такое. Там не отворачиваются от человека, даже если он идиот, и научился только тому, чтобы от чужих людей получать конфету в знак дружелюбия.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website