Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 8 мая 2011 (Византийский обряд)

Май 13, 2011

Чтения Недели 3-й по Пасхе, свв. жен-мироносиц. Апостол, Евангелие.

В Апостоле, который мы прочли, слово Божье действовало, росло. Уж на что священники люди твердые, обученные, всё знают, и то говорится, что из священников очень многие покорились вере. Я бы тоже хотел.

Давайте к Евангелию перейдем. Не явление Иисуса, а весть от ангела, которую получили три женщины – эта сцена заканчивает самые древние рукописи Евангелия от Марка. Заканчивается на пугающей меня ноте – «выйдя, побежали от гроба, их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Вот Иисус воскрес, и первыми весть о Воскресении получили женщины, но не сказали никому. Такая версия имеется только в Евангелии от Марка. Более поздняя концовка, буквально следующий стих «Воскресши рано в первый день недели Иисус явился сперва Марии Магдалине, она пошла и возвестила сперва бывшим с ним, плачущим и рыдающим». То есть полное противоречие тому, что мы прочли. По-видимому, это было дописано для согласования с остальными Евангелиями. Но эта первая начальная версия нам интересна тоже, потому что Евангелие от Марка написано, судя по всему, на основе проповедей и рассказа апостола Петра, — по-видимому, так, как он вспоминал эти происходящие события. Акцент тут, естественно, не на том, что женщины плохие, а на том, насколько сам факт Воскресения Иисуса был шокирующим даже для учеников, для учениц. Страх — это естественная реакция на то, что сейчас должно поменяться все мое восприятие мира. Все, к чему я привык, -представления о несчастье, о смерти, о горе умирания. Это все изменится. И, конечно, реакция женщин в этом отношении понятна.

В Апостоле мы прочли о первых шагах по созданию структуры в Иерусалимской общине. Появились диаконы, избранные как помощники для апостолов, прежде всего помощники в проповеди слова, как мы читаем здесь, и затем уже помощники в хозяйственных нуждах Церкви. Первых ранних церквей было много, и полного единообразия между ними никогда не было, потом, когда возникли патриархаты, разделения усилились. Не разделения, а многообразия, скорее. И в некоторых из церквей существовал чин диаконис, наряду с чином диакона. То есть, это женщины, которые, по-видимому, занимались тем же самым. Не только хозяйственными делами, не только делами милосердия, но и проповедью. Потом на многие века женщины от проповеди были отстранены, были найдены богословские аргументы для этого. Но в Католической Церкви эти аргументы очень долго не продержались.

Три поколения назад в 1950 г. — практически совсем недавно — папа Пий XII разрешил женщинам в Католической Церкви получать богословское образование в таком же объеме, в каком его получают мужчины, готовящиеся стать священниками. Женщины, у которых была такая харизма и стремление преподавать, передавать слово, ранее имели только один путь – становиться монахинями, точнее, членами тех монашеских конгрегаций, которые занимались преподаванием в религиозных школах. После 1950 г. оказалось, что этим женщинам уже нет необходимости поступать в монастыри, в монашеские конгрегации. Резко стало возрастать количество женщин-мирян которые получали богословское образование, становились докторами богословия. Одновременно и в Европе, и в Америке заметно сократился приток женщин в монашеские конгрегации. Я думаю, что, несомненно, были и какие-то другие факторы, но один из них — этот. Можно сказать, нет худа без добра.

Из Евангелий мы знаем, что Иисус в период между Воскресением и Вознесением являлся ученикам в разных обликах. Они часто Его сразу не узнавали – только когда Он произносил какие-то ключевые слова или совершал знакомые действия. В Евангелиях такими действиями являются (упомянуты) моменты, когда Иисус приглашал учеников к трапезе. И тогда они узнавали. Но, возможно, были и такие явления Иисуса, в которых ученики Его просто не узнали. И потому эти явления не вошли в предание Церкви. Я думал вот о чем. Если бы Иисус явился ученикам в образе женщины, смогли бы они его узнать? Это вопрос кажется глупым, как и большая часть того, что я тут повествую, но для размышлений он не вреден. Для размышлений о природе человека. Насколько эта природа разделена на мужчину и женщину, а насколько нет. Насколько она едина. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website