Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 1 мая 2011 (Византийский обряд)

Май 23, 2011

Чтения Недели 2-й по Пасхе: Деян 5, 12-20; Ин 20, 19-31

В этих евангельских описаниях, когда Иисус дважды приходит: один раз в воскресенье, второй раз через неделю, у Иоанна ученики достаточно пассивны. Лука указывает все время на то, что они молятся, молятся, собираются вместе и молятся, — а тут они пассивны и вся активность принадлежит Иисусу. Чудесное сверхприродное явление происходит исключительно по воле Иисуса, который хочет им помочь. Явление Иисуса — это такой переходный период в Его жизни, в формировании Церкви. Мы понимаем, что ученикам это было очень важно – видеть не просто воскресшего, но и видеть Его активно приходящего к ним, не бросившего их, и видеть Его в то же время необычного, не таким, как они привыкли.

Кстати, эту картину, которая в Евангелии описана, трудно представить себе. Живой человек, живой и активный, у которого такие раны на руках и ногах, и смертельная рана пробита, если не сердце, то, по крайней мере, околосердечная сумка. Я этого представить просто не могу, — такой живой мертвый человек. Парадоксально, что Иоанн не пишет, как ученики отреагировали на это. По-видимому, работали у учеников в это время такие уровни восприятия, что никто от этого зрелища сильно не удивился, не упал в обморок и не сошел с ума. Наоборот, Фома по просьбе Иисуса удовлетворил законный интерес и пощупал раны. Это все, я думаю, ученикам было необходимо для того, чтобы перейти потом к восприятию невидимого Христа, быть в общении с духом.

Возможно, во время этих явлений у учеников выкристаллизовывался интерес к Евхаристии – к такому совместному преломлению хлеба с воспоминаниями об Иисусе – то, что они делали потом. Перечислены всякие странные явления, но два раза упоминаются трапезы, которые явившийся и неузнанный до тех пор Иисус разделял с учениками, и тогда они осознавали Его присутствие. Потом они старались это воспроизводить, но уже иначе. Если в явлениях Иисуса вся активность принадлежала Ему, то в этих искусственно совершаемых евхаристических трапезах активность уже делилась как бы поровну. Ученики делали то, что они со своей стороны могли и хотели сделать, Иисус тоже, — что со своей хотел и мог сделать.

Я думал о том, что вместо Крещения и Миропомазания хорошо бы было устроить такое таинство ощупывания ран Иисуса, таинства, которое приносит веру. Веру вполне зрелую, — то есть то, что Фома говорит «Господь мой и Бог мой» — символ веры ранней Церкви.

Те, кто сегодня не пришли сюда и не попали на первомайскую демонстрацию, смотрят, наверное, беатификацию Иоанна Павла II — она так пришлась на этот интересный день. Апостолы себя в Евангелиях изображают такими нескладными людьми и в «Деяниях апостолов» они себя тоже не очень высоко оценивают. Все приписывают действию Духа. А святость Иоанна Павла II — человек он очень обаятельный, и по типу, по конституции, и еще по духу, который он в себе развил. Он, конечно, никакой не церковный администратор, при нем и после него в католической Церкви осталась куча нерешенных хвостов, но это другой тип святости. Поэт и философ, который скорее свидетельствовал собой и личной жизнью, нежели мог активно организовывать свидетельство других людей. Мы прочли сцену из «Деяний апостолов», где Петр идет, исцеляет направо и налево — народ ищет, чтобы хоть под волшебную тень Петра попасть. Популярность у Иоанна Павла была колоссальная, и народ стремился всячески дотронуться до него, приятно было. Но за пять минут еле-еле наскребли одно чудо исцеления, необходимое для беатификации. Может, сейчас другая жизнь, через другие вещи Бог воздействует на людей, может быть, больше возможностей оставляя для хорошей профессиональной медицины. А может быть, еще какие-то причины. Я не знаю. Аминь.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website