Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 13 августа 2011 (Латинский обряд)

Август 31, 2011

Ис Нав 24, 14-29; Мф 19, 13-15

Для человека самое драгоценное – это сознание. Сознание и рассудок. Потерять эти вещи человек опасается больше всего. Понятно, что эти вещи теряются и при физической жизни, но центральный вопрос для человека, — что с сознанием происходит после потери физического тела. Понятно, что душа у всех есть, и одновременно понятно, что сознание в живом человеке очень хрупкая вещь, то есть, допустим, когда превышается по каким-то причинам у человека болевой порог, сознание просто отключается. И этот период просто из жизни человека пропадает, не помнит ничего.

Принято основные типы сознания делить на западный и восточный, два вида рациональности. Западный построен на выделении в восприятии противоположностей, и потом на оперировании, на логическом оперировании этими противоположностями – так работает компьютер. Классический западный интеллект работает как компьютер. Есть восточный тип сознания, в котором идет все время тенденция ухода от этого процесса выделения противоположностей к видению единого, которое как бы за этими видимыми противоположностями находится, это больше интуитивный такой тип. Интуитивный тип сознания некоторые считают сознанием более высокого порядка. Возможно, что сознание, которое у человека есть после смерти, ближе к интуитивному, когда ясность иная и поводы для задавания вопросов иные. Можно, я думаю, говорить о том, что душа человека после смерти как-то соединяется с душой Бога и растворяется в ней, при этом сознание остается независимым. Это я представляю так — существуя в душе Бога, мы, тем не менее, способны образовывать ход внутреннего диалога в этой душе.

Внутренний диалог — это вещь близкая и понятная нам, присущая человеку, сознанию человека. Сознание — это то, что я знаю то, что знаю. Я разговариваю сам с собой, я понимаю себя и это понимание живое, это идет внутренний диалог так или иначе. Возможно, в Боге осуществляется такое многоголосие, царство Небесное на сегодняшний день как такое многоголосие. Многоголосие очищенных. Как это очищение идет? Есть люди, которые получают информацию от умерших, известны случаи, когда с умирающим другом, родственником договаривались, что тот каким-то образом пошлет сигнал, договаривались, какой это должен быть сигнал. Известны, описаны случаи, когда это получалось, но нормально мы не договариваемся, и мы ищем какие-то проявления, какие-то сны, в которых мы получаем новую информацию или об этом человеке, или через этого человека о себе, или о Боге. Словно продолжение разговора, познавательное, потому что пустой разговор это ничто.

Но познание может быть разным, может быть просто узнавание не интеллектуальных вещей, а узнавание того, что этот человек продолжает тебя любить, и это возникает как опыт любви, который может в самых разных формах выражаться, и тогда важно быть внимательным и этот опыт не пропустить. Он может быть необычным и внешне не относящимся к умершему. И вот, собственно, противоположность этому – опыт молчания. Понятно, что когда я сильно-сильно и страстно стараюсь что-то ощутить или получить, я получаю это – крыша съезжает на каком-то уровне и я получаю то, что нужно. Бесы тоже работают. А в ситуации, когда мы отказываемся от легких утешений после смерти человека, тут главный опыт, который мы получаем, это опыт молчания, по-видимому. С этим молчанием, я думаю, есть необходимость его выдержать. Пережить это, не пытаясь забить голову и эмоциональную сферу какими-то делами, не уйти в какую-то деятельность, в какие-то, может быть, представляющимися очень необходимыми насущные заботы. Ну эта задача сейчас, по крайней мере, передо мной, по-видимому, стоит, попробую. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website