Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 21 августа 2011 (Византийский обряд)

Август 31, 2011

1 Кор 4, 9-16; Мф 17, 14-23

И все очень опечалились, потому что такая погода. Эта тема – неверия или слабой веры – впервые у нас возникла в прошлое воскресенье, когда Петр попытался, подражая Иисусу, пешком пройти по морю, испугался и не получилось у него. Иисус тут же его упрекнул, но по Евангелию от Матфея видно, что тогда реакция Иисуса была несравненно более слабой, чем в этот раз. Потому что в этот раз Иисус на учеников обрушивается с проклятиями – «Род неверный, развращенный, сколько еще с вами возиться, с идиотами». Говорит об этой вере – что имели бы вы веру хоть с горчичное зерно, горы бы сворачивали. Такая очень сильная эмоциональная реакция, сильный гнев. А почему? Потому что случаи совершенно разные. Прошел Петр по воде или не прошел, для Петра это полезно, для всех полезно как упражнение в вере. А тут другое дело – тут идет речь о жизни человека. Молодой человек с воспалением, раздражением мозга, ухудшения у него, как обычно, в новолуния наступают, и вот он кидается и в огонь, и в воду. Исцелить надо его – Бог этого хочет. Наверное, во всех религиозных практиках для того, чтобы на земле подействовала высшая сила, невидимая сила, считается, что нужен посредник, человек – медиум, шаман, неважно, кто. Важно, что там ухвачена очень важная сторона реальности – то, что духовная сила Бога на земле чаще всего действует через людей, через человека.

В Катехизисе это все учили на примере священника, который совершает таинства, особенно четко это выражено в латинском обряде во время таинства Покаяния, когда священник говорит разрешительную молитву: «Я отпускаю тебе твои грехи» — не «Бог отпускает», а «я отпускаю». Имеется в виду, что Бог хочет это сделать, намерение Бога простить грехи, отпустить, но для того, чтобы это здесь, на земле, произошло в Церкви, Бог использует священника как инструмент. Чудеса происходят, благодать Божия, изменяющая и преображающая мир, идет через людей, не обязательно через священника, иногда даже через сестер. Но должна быть вера. Этот момент, когда удается совершить чудо, изгнать этого беса, разрушить очередное дело дьявола – значит, я должен знать в этот момент точно, что Бог этого хочет, Богу это угодно. Другая вещь – что я тоже этого хочу, и Бог использует меня как свой инструмент. Сейчас я анализирую, как бы всё по полочкам раскладываю, а в момент вдохновения, когда чудо совершается, это всё вместе присутствует, может быть, по наитию.

У людей, имеющих такую веру, есть и власть, и сила совершать чудеса, но больше никакой власти и силы на земле у них нет. И очень неслучайно Матфей этот евангельский отрывок заканчивает высказыванием Иисуса о том, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, убьют Его и в третий день воскреснет. И огорчились очень, потому что вроде бы сила есть, и силы нет. Об этом же пишет и Павел в послании к Коринфянам – он такую чуднУю вещь пишет. Он себя называет последним посланником, полагает себя одним из последних пророков, потому что всё, кончается мир, придет сейчас Иисус, но не это важно. Он пишет «мы – (то есть он) – безумны Христа ради, а вы мудры во Христе, мы немощны, а вы крепки, вы в славе, а мы в бесчестии. Это не просто красивые риторические обороты, хотя Павел был весьма красноречивым, а просто он описывает состояние членов общины в Коринфе как состояние учеников. Пока они слабы, Бог им дает и крепость, и мудрость. А у Павла уже другой уровень – он учитель, он пророк и в этом отношении он безумен. Бог полностью использует его для участия в кресте своем, в кресте Христа. Те еще не готовы, тех Бог укрепляет маленькими подарками, по силам их, дает им ощущение крепости, разумности, всего. Павлу, как Павел считает, этого уже не нужно. Бог его использует на 100%, гоняет как Сидорову козу. Но Павел готов это принять как радость, самую большую радость, какая только может быть. Видеть, что так же, как на Христа дьявол нападал, и Христос побеждал, вот Бог Павла использует как такой же инструмент, на котором концентрируются эти удары дьявола, гонения. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website