Проповедь 1 октября (Латинский обряд)
Октябрь 4, 2011Иов 9, 1-12, 14-16; Лк 9, 57-62
Сегодняшняя литургия Слова, мне кажется, такая важная. Первое Чтение, говорящее о том, что человеку невозможно судить Бога. Какие-то попытки оценивать действия Бога с точки зрения правильности и полезности, и судить об этом. Это то, что превышает возможности человеческой природы – познавательные, всякие другие. Ну и, собственно, превышает эмоциональные ресурсы человека, его способность выдерживать доброе и злое. Евангельское Чтение подкрепляет этот тезис, потому что люди, которые упомянуты, обращаются к Иисусу. Они услышали Его проповедь, проповедь Царства Божия, хотят за ним идти, но одновременно их вопросы говорят о том, что они хотят оставаться в рамках этой жизни. В рамках ее, правилах ее, делать вещи, которые представляются важными, жить как люди. А Иисус говорит о том, что жизнь в Царстве Божием совершенно другая, там нет ценности дома, дома как убежища, как основания для того, чтобы строить планомерную жизнь. Нет земной ценности почитания мертвых, отдавания долга по отношению к мертвым, это все неважно, это внешние вещи, земные вещи. «Позволь мне проститься с домашними». Глубинная этика человеческой жизни, по заповеди «почитай отца и мать». Иисус говорит «плевать на это, потому что та реальность, в которую ты стараешься войти теперь и пребывать в ней, она больше и важнее этого всего».
Я молился вчера весь вечер, думал о том, что весь день прошел в каких-то делах, научить каким-то движениям, что-то объяснить кому-то, дома что-то подвинтить, подкрутить, поговорить так, чтобы эмоциональная атмосфера была, на письмо ответить одному, другому. Весь день в этом. Я сижу, молюсь и думаю «вот умру не сегодня-завтра, совершенно другое же будет». Будет то, что является для меня большей реальностью, чем это вот. Как же у меня не получается никак переключиться? Вот эта привычка к суете, это уже стариковская такая неспособность посидеть без дела. Я говорил уже недавно, что для меня главный принцип, по которому я хотел бы жить, это «если не знаешь, что сейчас делать, не делай ничего». Вот это «неделанье ничего», в котором созерцание невидимого Бога и осуществляется. Молчание, через которое можно прикоснуться к молчанию Бога. В этом прикосновении к молчанию и начинает открываться то, что составляет содержание и может быть даже, в какой-то мере формы жизни загробной, жизни в пакибытии.
Документ 2-го Ватиканского Собора «Свет народам», не помню сейчас, конечно, в каком месте. О церкви пишут, что она все время находится в напряжении, потому что она должна от этой видимой реальности уходить к невидимой — там, где Христос, и потом опять возвращаться назад. Она все время осциллирует. Это мучительное существование, но это мучение, которое должно быть. Попытаться жить без этого мучения с блаженной улыбкой на устах, — просто не получится из этого ничего. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2011