Проповедь 2 октября 2011 (Византийский обряд)
Октябрь 4, 2011Эта притча о талантах, она не про рыночную экономику. «Если ничего сам делать руками не умеешь, то отдай эти деньги торгующим и они тебе накрутят прибыль». Не про это притча.
Я начну с отрывка из послания к Коринфянам. Павел описывает свое служение, как оно происходит. В терпении, в бедствиях, в нуждах, под ударами в темницах, в чистоте, в постах, в бдениях, в благоразумии, в великодушии, в духе нелицемерной любви и в силе Божией. По сути дела это пересказ евангельских заповедей, заповедей блаженства. Но пересказ применительно к одной теме – к христианскому служению. А для чего он это делает, становится понятно в следующих главах, когда Павел хвалит церкви в Македонии за то, что они помогли деньгами и, может быть, гуманитарной помощью церкви в Иерусалиме, которая в те годы сильно бедствовала. Павел расхваливает македонян и дальше обращается к коринфянам с предложением и просьбой тоже отослать пожертвования Иерусалимской церкви, послужить ей. Вот, собственно, такая внутренняя связь между первым сегодняшним Чтением и Чтением из Евангелия.
Притча о талантах – я сегодня обратил внимание на то, что этот господин, раздавая рабам свое имение, дал каждому по его силе. Объективно оценивая возможности этого человека. Его ответственность, умения, способности. Кто, по мнению господина, был способен ответственно распорядиться с пятью талантами, огромной суммой, тому он дал пять. Другому два, третьему один. И тут, несомненно, есть пересечение с притчей о работниках в винограднике. О тех, кого господин позвал с утра, кого в середине дня, кого в конце дня. И потом каждому дал одну и ту же плату. Так же и тут. Независимо от того, пять талантов принес человек или два таланта. Господин ему говорит одно и то же – «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость господина твоего».
Может быть, главное достояние господина, достояние, которого многим из нас не хватает, это радость. И вот таким образом служение это то, что дает радость. Божью радость. Парадокс заключается в том, что Павел описывает, как он служит, это служение малоприятное, потому что в бедствиях, в нищете, в гонениях. Нам спокойно, когда мы ничего не делаем. Как только мы начинаем пытаться служить другим в Боге, сразу же дьявол как обманщик организует цепь неприятностей, обрушивающихся на нас неожиданно. И служение оказывается не тем, что полезно для здоровья или психологически укрепляет – нет, оно и физически истощает, и психологически истощает. Но одновременно служение это то, что органически нужно человеку для настоящей радости, для настоящего счастья. Это парадокс, о котором Павел говорит.
© Священник Сергей Николенко 2011