Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 24 сентября 2011 — 26 рядовое воскресенье (Латинский обряд)

Октябрь 4, 2011

Иез 18, 25-28; Флп 2, 1-11; Мф 21, 28-32

Чтения очень разные и богатые. Первое чтение из пророка Иезекииля о личной ответственности человека. Ситуация такая – народ в изгнании, в диаспоре во время плена стонет, что вот Бог обещал, что даст нам всё, и землю, и государство – и обманул. Иезекииль на это отвечает – вы говорите «мы». А кто такие «вы»? Вы говорите «мы, народ Божий, Бог через Моисея обещал нам». Иезекииль повторяет им, что вы не народ, вы сборище отдельных людей. Те из вас, кто настроен на покаяние и на здравую жизнь, жизнь по заповедям, те способны образовать народ Божий, с которым Бог занимается. А остальным нечего соваться.
Во втором Чтении Послания к Филиппийцам, Павел говорит, по сути дела, то же самое, но путь к праведности, к тому, чтобы человеком быть, у Павла лежит через подражание личности Христа. Через то, чтобы вступить в личные отношения с Христом, каким способом – через подражание Ему. Иметь те же намерения, которые Христос имел. В русском переводе «чувствование» – чувствование это более общее, глубокое понятие, чем мысль или намерение, потому что имеются в виду здесь не просто эмоции, а направленность всей личности человека со всеми потрохами: мыслями, чувствами. И с такими внутренними вещами, которые мы не распознаем. Вот это для Павла и образует народ Божий. Эти люди способны быть народом. Если любовь и доброжелательность между ними есть, тогда Бог может им помочь как единому целому. Собственно, Бог и хотел бы это сделать.

В евангельском Чтении мы видим довольно горькую притчу Иисуса — упрек к священникам и старейшинам, к вождям, к людям, которые ведут народ, которые выражают боль народа, то подлинное ищут, что есть в народе и пытаются это вытянуть и сформулировать и показать людям, что народ интегрировался в народ Божий. А Иисус говорит такую горькую вещь, что гаишники и проститутки войдут в Царство Божие раньше вас. Почему так? Это вопрос на засыпку. Я тут посмотрел бы на то, что такое покаяние. Покаяние эмоционально базируется на чувстве вины и это чувство вины в человеке сформировать можно по-разному. Допустим, общим осуждением – когда все говорят, что ты что-то неправильно делаешь, ты плохой и так далее. Или кто-то очень эмоционально близкий, поэтому эмоционально значимый, говорит или показывает человеку – уроки плохо сделал, невнимательный. Чувство вины. Но есть, мне кажется, и естественный закон в человеке, который существует еще до того, как на мне эти общественные поощрения и осуждения записали. Оттиск такой – общественная матрица отпечаталась на мне. Я так думаю. Общественная матрица может исказить вещи, которые вписаны в мою природу Творцом при создании, исказить, затемнить, но полностью уничтожить, по-видимому, невозможно. И эти вот гаишники и проститутки оказываются людьми на некотором острие – общество их осуждает, но одновременно общество в них нуждается. Общество использует их для общественного греха, грубо говоря. Ощущение особо острое того, что я делаю не то, что нужно. Меня поощряют делать вещи, разрушительные для меня. И будучи человеком из социальных низов я ничего не могу этому противопоставить. Я беспомощен. Наверно, покаяние и возникает от этой беспомощности. Из-за того, что я не могу властвовать, проводить реформы, учить, издавать законы и так далее. Мое место очень маленькое. Могу только брать маленькие взятки и быть противным всем, как в случае гаишника, и удовлетворять такие примитивные животные вещи как человеческую похоть в случае проституток. Бедность по большому счету и покаяние оказываются связаны между собой.

Бедному легче покаяться. Мы можем быть недовольными, критиковать власти гражданские, церковные, всякие, за неправильную политику и другое, но мы должны одновременно понимать, что потенциально нам легче, потому что мы находимся в нижней части общества. Ответственность, которая лежит на нас, она другая – быть совестью общества. Закваской. Не асфальтовым катком, который может все и всех раскатать по своему усмотрению, а закваской или центрами кристаллизации – людьми, чувствительными к тому, что с нами делается на самом деле перед лицом Божьим. На нашем уровне нам легче освободиться от таких страстей, как жажда власти, стремление быть спасителем всех, и эту возможность мы обязаны, конечно, использовать. Есть искушение думать, что если мы внизу социальной лестницы, то Бог ничего с нас не спросит, но это не так. Мы ткань общества. Если сама ткань гнилая, из нее не сошьешь ничего. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website