Проповедь 30 октября 2011 (Византийский обряд)
Ноябрь 10, 2011Меня интересовала, прежде всего, связь между чтениями из послания к Галатам и притчи, которую Иисус произнес в Евангелии от Луки. К сожалению, из отрывка послания к Галатам эта интрига не видна. Галатия — это была область в Малой Азии, где жили в основном приезжие из будущей Франции, Англии, Германии – то есть, люди с остатками своих верований. Проповедь апостола Павла к ним получилась очень хорошо. Они горячо уверовали и приняли Христа. Павел тогда еще был молодым и достаточно неопытным проповедником и пастырем, он повелся на это. А через какое-то время обнаружил, что в эту область пришли другие иудейские проповедники, и эти обратившиеся галаты с таким же энтузиазмом приняли иудейские представления о том, что спасение и оправдание перед Богом идет через соблюдение закона Божия, изложенного в Пятикнижии, в Торе, и началом этому является обрезание. Тогда Павел спохватился и написал это письмецо.
Начинает опять с рассказа о себе. Ему нужно как-то доказать, что то, что он им рассказывал о Христе, это подлинные вещи. А история у него, мы знаем, необычная, при жизни он Христа не видел, не ходил с ним, а как раз наоборот, преследовал христиан. Поэтому он сейчас описывает в этом отрывке свой путь, как его в пустыне шибануло, и это он воспринял как опыт личной встречи с Христом. Не просто встречи, но встречи, в которой Христос определил его путь и миссию – идти к языческим народам и проповедовать Христа. Но это осознание к нему пришло позднее. В начале он просто был в шоке, пошел, крестился, и как тут написано, не поехал к апостолам, к источникам веры, а сделал все наоборот – отправился в Аравию, то есть в пустыню. Пошел примерно по такому же пути, по которому в Евангелии сам Иисус пошел после своего крещения в Иордане. Точно не знаем, сколько он в пустыне пробыл, но там, очевидно, осознание миссии сформировалось. Если Христос открыл, что в Нем все дело, что в центре мира находится Он – если Он мне это открыл, значит, я не должен сидеть как дундук, а должен это как-то передавать. Ну и Павел, будучи человеком подкованным в риторике, в богословии, будучи иудеем речистым, пошел проповедовать. У него это здорово получалось, обращал лихо.
Но потом получилось практически со всем и общинами как в притче Иисуса из Евангелия – стократный плод эти общины не принесли сначала, а оказались они состоящими из людей, в основном, уклоняющихся от соблюдения, от того, чтобы сохранить в себе услышанную весть. Кто-то чересчур радовался вести и у него все силы ушли на радость, а не на обдумывание вести, не на то, чтобы обдумать, как весть о Христе по-новому должна меня поставить в жизни, какими новыми жизненными связями она должна меня соединить с миром. Кто-то, как попавшее в сорняки, люди очень занятые, у которых очень много дел, и не могут они разобраться с профессией, с семьей, на квартиру заработать, и так далее. Этих дел так много, что становится уже не до Христа, и хочется чего-то попроще. Как раз такую как бы упрощенную весть эти иудео-христианские проповедники предлагали – полностью себя переделывать, точнее полностью отдать себя Богу на переделку не нужно, а есть закон, правила, которые нужно выполнять. В субботу не работать, не красть, не прелюбодействовать.
Последнюю вещь я хотел бы сказать о пребывании апостола Павла в пустыне. Вечером обычно час мне удается помолиться перед сном, в комнате в одиночестве. Ну и большая часть этого часа уходит на то, чтобы успокоиться, установить тишину внутри. Иногда она устанавливается, иногда так и не устанавливается. Мысли будоражат или болит что-то и так далее. Или просто волнение никак не снимается. Но когда удается вот так расслабиться перед Богом в безопасности, расслабиться как ребенок, как в псалме «душа была во мне как младенец, отнятый от груди матери», то есть такой насосавшийся, довольный и расслабленный. Тогда в душе возникают какие-то удивительные сообщения, и чувства, и образы, то есть Бог говорит. И вот это пустыня. Конечно, это все происходит на фоне покаяния, но эта тишина, это очень важный иудейский мистический молитвенный опыт, который зафиксирован был в описании пророка Илии, в книгах Царств, в начальных, когда он в отчаянии от того, что не получается ничего, приходит на гору Божью. Дух ему предсказывал вначале ветер, и землетрясение, и камни, но в этом нет Бога, но потом будет веяние тихого ветра, и в этом Бог. И услышав это веяние тихого ветра, он обнаружил, что не так всё плохо, что праведники в Израиле есть, что перспектива есть, что нужно идти и делать то-то. Но это только после того как все бури внутренние и внешние успокоились, и возникла способность услышать веяние тихого ветра. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2011