Проповедь 29 января 2012 — Неделя 33-я по Пятидесятнице (Византийский обряд)
Февраль 2, 2012Про Закхея – правда, все уже слышали, кто по 10 раз, кто по 50 раз. Все равно хотелось бы эту ситуацию сейчас воспроизвести. Иисус движется с учениками в Иерусалим, а о том, что Он будет проходить, известно заранее, и люди выходят. Это городишко Иерихон недалеко от Иерусалима. Закхей — начальник мытарей, главный по сбору налогов, богатый человек. Для такого заштатного городишки это фигура очень важная, влиятельная, — городская элита. Единственная его особенность — это маленький рост. И вот он лезет на дерево вместо того, чтобы, как положено начальнику, взять своих телохранителей, чтобы они народ оттеснили, или просто вызвать Иисуса к себе. Потому что начальник мытарей и странствующий раввин — это фигуры по социальному статусу несравнимые. Вместо этого он как мальчик бежит и влезает на дерево, чтобы увидеть Иисуса получше. Такая детская реакция человека, потерявшего голову. От чего? Это важный вопрос.
Отчасти ответ на него мы получаем в дальнейших словах Иисуса, когда Иисус говорит ему – Закхей, опомнись, слезай скорей, мне нужно прийти к тебе в дом, чтобы ты меня принял гостем, а не так вот делай. У Закхея состояние шока. Потому что он привык к тому, что, попросту говоря, его никто не любит и никто не уважает по-человечески. В этом городе сборщик императорских налогов, то есть налога на оккупационную власть, это враг и презираемый человек, хуже ГИБДДшника. К тому же богач. И вот он, хоть и богат, и вроде все у него есть, не верит, что Бог ему даст что-то хорошее в человеческом смысле. Уважение, теплоту людей, уважение не лицемерное, а настоящее. Не человеческий страх и презрение, а настоящую дружбу. И когда Иисус обращается к нему, как к другу, у Закхея шок. И народ, конечно, возмущается. Вот как ты проповедуешь бедность, праведность, пятое-десятое, Царство Небесное, а дела у тебя другие. Вот заходишь в дом не к бедняку, а идешь к местному начальнику пить коньяк. Народ это понимает, и Закхей это понимает. Думаю, что он переживает долгожданный опыт того, что Бог его любит. И простая вещь – эти дружеские интонации Иисуса, немножко даже по-дружески насмешливые – слезай мол давай, чего залез.
Интересно, конечно, что дальше с Закхеем. Евангелия всегда эти истории обрывают на полуслове. Стал он христианином или нет? Может быть, после этого случая и не было у него никакой нужды приставать к христианам, вступать в христианские общины. Потому что он узнал, что Бог его любит, и с этим он уже спокойно и плодотворно может жить как нормальный верующий иудей. Ходить в храм, исполнять Закон. Это все будет у него проходить совсем иначе, чем раньше. Будет наполнено сознанием того, что я, Закхей, интересен Богу. А вот сможет ли он дальше работать начальником мытарей, это вопрос. Может быть, да, а может быть, нет. Дальше после смерти Иисуса пойдут драматические события в Иудее, и карьера Закхея уже автоматически окажется невостребованной. Но другая вещь важна. Эти евангельские истории, я повторяю, прерываются на полпути отчасти оттого, что было сильное эсхатологическое сознание – уверовал и всё, больше тебе ничего не нужно, скоро Иисус опять придет. Но прошло 40-50 лет, и уже в посланиях Нового Завета мы видим очень сильный поворот в сознании. Понимание того, что нужно приучаться жить в Римской империи всерьез и надолго, жить по ее законам и одновременно жить как добрые христиане, в Святом Духе. И тогда работа сборщика налогов оказывается такой же работой, как и любая другая, не несет никакой негативной идеологической нагрузки, нужно только ее делать честно. И всё. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2011