Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 5 февраля — Неделя о мытаре и фарисее (Византийский обряд)

Февраль 22, 2012

2 Тим 3,10-15; Лк 18,10-14

Начинает с этого воскресенья раскручиваться период Великого Поста. Тема покаяния будет звучать в течение нескольких воскресений, потом перейдем к пониманию, к углублению в Страсти Христовы всем своим существом – разумом, сердцем, животом. Начало этой темы странное, казалось бы, потому что Иисус сравнивает этих двух людей – один задан религиозными взглядами, он фарисей, другой определен профессией. Получается, по мысли Иисуса, в позиции, которую человек занимает по отношению к Богу, не важна ни его религиозность, ни профессиональная деятельность, ни другие какие-то внешние социальные характеристики этого человека. Фарисеи — это такая интеллигенция, или, как бы мы сейчас сказали с натяжкой, представитель среднего класса, а мытари были богатые люди. Это для Иисуса тоже неважно, несмотря на то, что Иисус так много и часто говорит об опасностях богатства для человека. Все равно это сейчас для него не нужно.

Психолог бы сказал, что мытарь — это такой тип личности, у которого болезненное чувство вины присутствует постоянно и поэтому он не может поднять даже глаз на небо, только говорит: «Боже, будь милостив ко мне грешнику» — да, вполне это можно представить, и таких случаев мы видим много. Здесь важно с какой интонацией он говорит: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Есть ли у него только чувство страха перед Богом, которое он впитал от родителей в своей семье, если с ним обращались сурово и непоследовательно. Даже не просто в суровости обращения дело – если эта суровость в семье справедлива и через нее выражается любовь к ребенку, то ребенок чувствует эту любовь. А если эта суровость непоследовательна и обусловлена только капризами родителей, тем, в каком настроении они сейчас появились, и желании выместить это напряжение на ребенке, тогда действительно много шансов на то, что взрослым этот человек действительно будет бояться Бога и бояться не справедливости Его, а непредсказуемости испытаний и наказаний, которые Бог посылает, будет ощущать незаслуженность этого и невозможность с этим что-то сделать, потому что кто Бог и кто я.

Иисус нам без психологизма, без психологического анализа говорит просто, что из того, кто сам себя возвышает, пытается утвердиться перед собой, перед окружающими за счет своих достоинств, пусть даже эти достоинства несомненно есть, из этого человека перед лицом Божиим не получится и не получается ничего. А унижающий себя — это годится в том случае, если покаяние основывается просто на понимании своего бессилия перед грехом, перед соблазнами этого мира, признании малости ума своего. Это всё я вам повторяю, это для вас масло масляное, я не знаю, как высказать это так, чтобы проняло.

Но когда я говорю обо всем этом, я вспоминаю вчерашние митинги в Москве, в которых в общей сложности участвовало, наверное, тысяч 200 человек – это много в мороз для такого изнеженного города. С чем эти люди пришли – с недовольством властью, с недовольством оппозицией. Пришли – всем не хватает чего-то для хорошей жизни. Ради Бога. В демократическом режиме при демократическом устройстве общества именно такие митинги оказываются очень сильным средством воздействия на власть. Власть в демократическом обществе чувствительна к настроению народа. И хорошо. Другое дело, как они приходили на этот митинг – как фарисей, который говорит «я советский пенсионер всю жизнь проработал ради Родины, что я теперь имею, ничего не имею, а эти богачи — проходимцы как мытарь, — они сейчас имеют всё». Или позиция какого-нибудь истинно русского человека – «я русский, человек, я патриот нашей нации, а вот посмотрите, у власти кто – кавказцы, евреи, грабят наш несчастный народ». И так далее. Или молодые люди, которых было довольно много, от тридцати до сорока лет, хорошие профессионалы, хорошие, видно, что с образованием. О чем они думают, с чем пришли на этот митинг? С тем, что «я с моей квалификацией работаю тут на фирме, получаю 2 тысячи долларов в месяц, а в Америке с такой квалификацией получал бы 10 тысяч». Вот это всё позиция фарисея – с такой позицией у них не получится ничего. У них и у нас тоже.

Вчера слушал по телевизору проповедь патриарха Кирилла – интересная очень проповедь была. Он долго говорил о том, что, по сути дела, только став патриархом, он начал молиться по-настоящему – по крайней мере, такой смысл был. Он понял, что такое по-настоящему тяжело, когда отвечаешь за Церковь, за народ. Ради Бога — большое счастье, что он это понял. Но за что он пытается отвечать – за всех славян? Переживут они как-то и без него. У Бога нет этих категорий, как Иисус нам говорит, Бог не смотрит: фарисей или мытарь, русский или украинец. Богу это неинтересно. Богу интересно, чтобы человек жил по Евангелию. Это неважно, какие будут мировые цены на нефть при этом. И сейчас наша задача — это войти в законы Небесного мира, ангельских сил, которые занимаются тем, что сдерживают человеческую агрессию, насилие и эгоизм, который сейчас рвется отовсюду. По всему земному шару. Вот эта кровь, которая сейчас в Африке льется во многих странах. Это не просто призывы к справедливости, это насилие, жестокость и ненависть. И небесные силы, которые это сдерживают, – я повторяю, что им плевать на национальность, на политику, — Евангелие это другое. Евангелие может проявляться в политике, профессии, религии даже, а может и не проявляться. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website