Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 17 марта 2012 — суббота 3-й недели Великого Поста (Латинский обряд)

Март 20, 2012

Ос 6, 1-6; Лк 18, 9-14

Беда фарисея — он так устроен, что свою благодарность Богу может отсчитывать только от тех, кто хуже, чем он. Понимать и ощущать, что я не лучше других, а, может быть, хуже, и одновременно быть благодарным Богу, у него это не получается никак. С другой стороны, этот мытарь – действительно, у него есть основание для недовольства собой, мытарь — это по общему иудейскому представлению занятие презренное и противное Богу. Но он так замкнут в своем переживании того, что он хуже всех, что в отличие от фарисея, он просто вокруг никого не видит. Он сосредоточен сам на себе. Иисус в этой притче очень сдержанно говорит, что этот вот, который мытарь, вернется домой на какую-то величину более оправданным, чем фарисей. На какую, непонятно. Иисус тут не говорит, что у мытаря идеальное покаяние – «все делайте как он, стучите себя в грудь, не обращайте ни на что внимания».

Иисус вообще многого от людей не просит. Он просит многого только от тех людей, которые сами очень многого просят от Бога. И тут приходит на память история с богатым юношей, которому нужна была особая вещь, ему нужно было совершенство. Если тебе этого нужно, — сказал ему Иисус, — будь как бы асоциальным. Раздай свое имение и живи как нищий. Нищий, то есть, человек, который в социальной жизни никакого участия не принимает. Богатый благотворительностью занимается, может бороться за справедливость в обществе, какую-нибудь партию создать, как этот кандидат в президенты Прохоров, он много хорошего для общества сделать может. А нищий ничего не может. Но для Иисуса это оказывается важнее, потому что человек просил совершенства, — пожалуйста, вот. Я сейчас не призываю к социальной изоляции, к пассивности, но человек, который занимается политикой, должен понимать, что как греховный и больной перед Богом человек, в библейском отношении, он безумен. В той мере, в какой он греховен, он безумен. В Библии безумие выступает как социальное качество богача, богатого человека, который может влиять на общество. Поэтому — ради Бога, занимайся политикой, сколько хочешь, но понимай меру своего безумия. Такие размышления на тему покаяния, которые пост нам предлагает. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website