Проповедь 27 мая 2012 — Неделя 7-я по Пасхе (Византийский обряд)
Июнь 20, 2012Я сейчас подумал, что надо поработать с самими текстами о Вознесении. Евангелие от Луки и начало книги Деяний Апостолов, которые мы сейчас читали. Обе эти книги Лука адресует некоему Феофилу. Первую книгу закончил как раз на моменте Вознесения, и потом, очевидно, прошло некоторое время. Не сразу Лука написал вторую книгу -очевидно, собирал материал достаточно долго, и за это время, очевидно, по мере того, как Лука собирал эти свидетельства первых христианских общин в Иерусалиме и других христианских местах, изменился сам его взгляд на события Вознесения. И давайте сейчас эти вещи попробуем рассмотреть.
В Евангелии главная мысль такая. Иисус приходит, они пугаются, что это дух, — но с духом всё понятно, привидение появляется, исчезает, тут как бы ничего необычного нет. Но здесь необычное в том, что Иисус показывает им, что у Него тело вещественное, и говорит, потрогайте Меня и рассмотрите, потому что дух плоти и костей не имеет как видите у Меня. И поел Он с ними рыбы и меда, и только после этого выводит их из города, отдаляется и исчезает из виду. То есть, акцент на то, что Иисус появился как материальное тело и исчез весь, и душой, и телом целиком. И вот это для Луки главное чудо. Ну и попутно в этом отрывке Иисус оставляет как бы завещание апостолам, говорит, что надлежит исполниться всему, что было написано обо Мне в законе Моисеевом, пророках и псалмах, то есть в Ветхом Завете. На этом основании, собственно, Ветхий Завет и вошел в один том с Новым Заветом в христианской Библии. То, что мы не поняли про Иисуса в Евангелиях, мы можем понять о Нем из внимательного чтения Ветхого Завета. И вторую вещь Он говорит — оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силой свыше. О нисхождении Духа Святого, о Пятидесятнице в этом месте Иисус говорит, как о сошествии силы. Апостолы оставались, верили в Него, молились, но у них не было необходимой силы для пророчества и свидетельства об Иисусе. И вот Иисус тут предсказывает, что это будет.
В Деяниях Апостолов, во второй книжке, описывается это же событие Вознесения, но акценты уже другие. Прошло определенное время, и если вначале ученики ожидали, что вот-вот Иисус придет, возвратится с неба, как описывает Евангелие от Луки, то тут уже время прошло, он всё не возвращается, и возникает вопрос, почему. И когда же будет это Второе пришествие, и, по-видимому, в общинах уже возникали определенные сомнения, и какой-то ропот. И вот Лука в этом тексте, в Деяниях Апостолов, дает ответ именно на это. Когда Иисус поднимается в небо и присутствующие смотрят на небо, являются два ангела, и говорят им «Чего стоите? Чего стоите и смотрите на небо?» Иисус придет таким же образом, как ушел, не беспокойтесь. И знать времена или сроки, как пишет Лука, это находится в компетенции Бога-Отца, это не ваше дело. Для вас важно только то, — и он повторяет то, что было написано в Евангелиях, — что вы примете силу, когда сойдет на вас Святой Дух. И только после этого будете мне свидетелями, в Иерусалиме, Самарии, Иудее и до края земли.
Теперь хотелось бы подумать, о чем эти тексты говорят самому мне, об ожидании Пятидесятницы, – в другие дни, в другие годы по-разному бывало, но сегодня они мне говорят прежде всего о моем теле, о нашем теле. О том, что пребывание в физическом пространстве, в котором мы находимся, это еще не вся правда обо мне, о каждом из вас, это маленькая часть правды. И вот Иисус ушел из нашего пространства в другое пространство, в пространство, которого мы не видим. И там происходит жизнь, происходят события, в жизни Его, в жизни тех, которые с Ним. Пространство это мы называем – и в Библии оно называется — слава Божия. Это другое пространство. Пространство, в котором Бог уже не невидим, и не непознаваем. Как бы присутствует лицом к лицу. Проблема в том, что мы уходим из этого мира, разделяясь. Уходим из этого мира, разделяясь на две части: наше материальное тело остается тут, атомы и молекулы, а душа уходит. Иисус там пребывает весь, а верующие в Него частью только, душой. И это такая неполнота и несправедливость, для устранения которой и будет это самое Второе пришествие. В Евангелии от Иоанна говорится, что Бог есть любовь. Но в Библии, в Ветхом Завете прежде всего Бог – это Бог справедливости, Бог, который делает так, как должно быть. И вот так и должно быть, мы должны быть целостными, целостными и лишенными тления нашего тела. Как это будет? Не знаем, конечно, но понимаем только, что для нетленного тела должна быть другая душа, душа, которую не свербит все время эгоизмом, жадностью, мелкими страхами. Душа должна быть свободна по-настоящему, тогда она сможет принять, соединиться с по-настоящему свободным телом, с телом, которое, как у Иисуса свободно даже от физических законов этого мира. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2012