Проповедь 8 июля — Неделя 5-я по Пятидесятнице (византийский обряд)
Июль 8, 2012Рим, 10, 1-10; Мф, 8,28-9,1
Текст Деяний Апостолов кто-то так старательно в конце позапрошлого века перевел на русский язык, чтобы не только евреи не поняли, но и русские, по возможности, тоже ничего бы не поняли. Я постараюсь перевести. Павел, как обычно, печалится об иудеях, о евреях, и говорит им – вы молодцы, вы имеете ревность к Богу, стремление к Богу, но вы головой-то подумайте. Потому что праведности Божьей вы не понимаете. Вместо этого придумываете какие-то собственные условия и законы праведности – ради Бога, потому что очень хотите быть праведными перед Богом, — но не думаете, и поэтому ерунда получается из того, как вы соблюдаете Закон. А про закон Павел говорит, что это всё множество предписаний – у них есть менее важные, более важные, совсем важных, может быть, одно и оно звучит как «Шма Израэль», «Слушай, Израиль». И что, в конце концов, закон сводится к Христу, к слову, которое Бог послал на землю, чтобы Израиль Его слушал. И говорит, что нечего сомневаться в вещах, которые говорит вера. То есть, кто там Христа бы привел с неба на землю, какой силой это сделано. Или, наоборот, мертвого Христа из преисподней кто вытащил и каким образом сделал так, чтобы Он воскрес. Павел говорит, что это всё Бог сделал своей силой, и вера, если у вас есть, дает вам возможность это всё понять, и через это понять, что такое настоящая праведность, которая от Бога.
Я неоднократно уже говорил на проповеди, что вопрос об иудейском народе отдельно рассматривался на 2 Ватиканском Соборе и после бурных дебатов всё-таки решение было положительным. Веруют в того же Бога, хоть ничего и не понимают про праведность. И, в общем, богословское решение, которое там было принято из области сакраментологии, это то, что иудея, который уверовал в Христа, крестить уже не нужно. Обряд крещения для нормального воиудействованного иудея не нужен, потому что всё у него есть. Он уже обрезан во имя Бога, у него есть представление о Святом Духе, ему нужно только принять Христа как мессию, который уже в иудейской вере обозначен, присутствует как фигура спасителя, который когда-то придет. И вот они приняли такое решение, вошло это в документ о нехристианских религиях. Но дискуссия по этому поводу не прекращается, и я так понимаю, что личное мнение нашего папы Ратцингера такое, что всё-таки чуток перегнули. Надо было как-то поосторожнее сформулировать, потому что всё-таки христианство – это христианство, точнее католическая Церковь это понятно что, а что такое иудаизм сегодня, это не очень понятно. Так же как христианство расползлось на массу направлений, точно такие же направления есть в иудаизме, есть ортодоксальный иудаизм, реформированный, есть движение «Евреи за Иисуса», к которому принадлежат иудеи, но оно ортодоксальными не признается. Вывод, к которому я прихожу, и к этому выводу меня еще подвигли сообщения знакомых, которые недавно были в одной синагог в Москве – там книжная лавка завалена книжками по эзотерике. То есть вывод простой – на практике кто бы к нам ни пришел, иудей, протестант, индуист или коммунист, — катехизировать и всё. Катехизировать не за два раза, а в течение года, когда у человека есть возможность серьезно и не спеша обдумать и основания своей веры, и свою жизненную позицию.
Главное, конечно, в том, о чем Павел пишет: что оборотная сторона веры в Бога, в Христа — это подготовка к собственной смерти, принятию собственной смерти и смерти близких. И символика крещения как погружения в воду – это смерть. Это то, на что мы должны решаться ради Бога. И великий Пост весь построен как наша добровольная подготовка к смерти, к тому, чтобы отдать свою жизнь в руки Бога, потому что иначе не получится ничего. Наполовину отдаться в Его руки – невозможно. В христианской жизни подготовка к любому серьезному предприятию, к любому жизненному решению – это реколлекции, духовные упражнения. Чтобы предать свою жизнь неизвестности. От неизвестности мы всячески стараемся оградиться, и то, за что Павел обзывает этих иудеев дураками и идиотами, это именно то, что они пытаются использовать эти правила закона, чтобы оградиться от неизвестности. Чтобы жить по правилам, по порядку, чтобы полная определенность была перед лицом Бога и всё. Павел из кожи вон лезет, чтобы этим добропорядочным людям дать такого пенделя, чтобы у них в голове вся эта дребедень разлетелась, и оказались они голыми перед неизвестностью Бога. Тогда только и силу Бога, и любовь Бога мы можем принять. Аминь.