Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 30 сентября 2012 — Воздвижение Креста Господня (византийский обряд)

Октябрь 4, 2012

1 Кор 1,18-24; Ин 19

Много Иоанн вложил в эту достаточно короткую сцену распятия. Мне сегодня больше всего бросается в глаза исповедание веры первосвященников, когда эти хранители израильской веры на вопрос Пилата отвечают: «нет у нас царя, кроме кесаря», кроме императора. Это беда такая, дальше которой уже двигаться некуда. Кризис веры всего народа иудейского, он весь спрессован в этом исповедании веры первосвященников.

Вы знаете о празднике Воздвижения Креста Господня, история его восходит к императору Константину, это уже IV век. Он по преданию одержал подряд три военных победы и имел видение трех крестов, после чего попросил свою мать Елену поехать в Иерусалим и достать кресты, на которых был распят Иисус и два разбойника. Сказано -сделано. Сказано найти – нашли, чего там через триста с чем-то лет можно было найти, я не знаю, но нашли. И вот эти реликвии, эти кресты почетно хранились, и придворные литургисты и богословы насочиняли всяких литургических текстов по этому поводу, и праздник поклонения Кресту был запущен таким образом. Как всегда, как и в этой евангельской сцене, которую мы прочли, там все перемешано, и настоящее, и фальшивое, и хорошее, и плохое, наше дело просто из этого всего для себя вынуть настоящее.

Богословие Креста в Евангелиях есть уже в Новом Завете, в основном, апостол Павел в посланиях часто обращается к кресту, но не к деревяшке. Обращается к некоему событию, которое важно всегда. Оно было важно для первых учеников Иисуса, было важным для Иисуса. И оно внесло в мир такую новизну, что это оказывается важно и для нас, крайне важно. Можно говорить так по простому, что если ты добрый и хороший, то в этом мире тебя всегда обидят, но мне было интересно обратиться к тому же самому Евангелию от Иоанна, как он понимает крест. Иисус в Евангелии от Иоанна несколько раз предсказывает это событие, но всегда говорится «когда Я вознесен буду над землей». Используется тот же глагол, то же слово, которое использовалось для описания Вознесения Иисуса в синоптических Евангелиях. Для Иоанна получается, что это чудо Вознесения Христа, когда Он уходит из этого мира и входит в славу Божию, это мучительная и скучная процедура пытки и казни на кресте. Когда человека прибивают, привязывают, поднимают, он мучается, ерзает от боли и от жажды. Это вообще видение небесного мира, которое есть у евангелиста Иоанна.
Вчера в латинском обряде был праздник архангелов, читался отрывок опять-таки из Евангелия от Иоанна, где в начале, в разговоре с Нафанаилом, Иисус говорит «отныне увидите небеса отверстыми и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». В тексте Евангелия от Иоанна мы никаких ангелов дальше не встречаем в повествованиях, ни до этого, ни после. А есть эти события, которые происходят с Иисусом в молитве, в общении с людьми, в общении с властями, и для Иоанна эти все события и есть проявления небесных сил, ангельских сил, которые осуществляются просто в поведении Иисуса. Лозунг восточных христианских богословов «небо на земле», это богословие евангелиста Иоанна. Не в видениях, не в каком-то отвлеченном мистическом опыте, все тут. И главный инструмент, через который мы познаем Бога и получаем благодать, это оказывается наше тело, наше «я». Погружаясь в глубину, очищая все эти наслоения, которые в сердце нашем есть, в конце концов мы видим силу дьявола и силу Бога. И тут уже принимаем решение — бороться или пусть оно как было, так и будет. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website