Проповедь 12 января 2013 — Крещение Господне (Латинский обряд)
Январь 14, 2013Ис 42, 1-4. 6-7; Деян 10, 34-38; Лк 3, 15-16. 21-22
Праздником Крещения заканчивается рождественский круг. Несколько праздников, посвященных той части жизни Иисуса, о которой мы почти ничего не знаем. В какой мере условны эпизоды, относящиеся к Рождеству, трудно установить. Но потом, кроме эпизода Иисуса-подростка в храме, вплоть до Крещения ничего мы не знаем об Иисусе. Что Он делал, был ли с семьей все время, или путешествовал? Чем интересовался? Ничего не знаем. Только этот момент Крещения, с которого Он начал проповедовать уже публично. Непонятно, сколько Иисусу было – 30 лет, может быть, больше. Неважно. Но все равно, багаж Он к тридцати годам набрал, — багаж мудрости, которая означает не только, что Он какие-то вещи познал, прочувствовал, а то, что Он эти вещи сумел еще и отрефлексировать, продумать таким образом, чтобы перевести на последовательный язык, на понятный людям язык.
Есть два принципиальных языка для человека, и они связаны с двумя основными состояниями сознания человека. Одно — это повседневное сознание, привычное. Второе -экстатическое сознание, где пропадают противоречия, которые в повседневном состоянии кажутся неразрешимыми, непреодолимыми. И глубина чувств в экстатическом сознании совсем другая, ощущается такая цельность переживаний, цельность чувствования, какой обычно не бывает. Хотя уж так сильно их противопоставлять нельзя, потому что и в повседневной жизни у человека бывают моменты и периоды, когда он живет как во сне в какой-то мере, и на реальность перед глазами реагирует мало, погружен в себя или в другие какие-то вещи.
Иисус, когда излагает учение, грубо говоря, работает на обоих этих уровнях сознания. Он рассказывает и притчи, и истории, и какие-то афоризмы, и одновременно в них оставляет место для тайны. Всегда, когда Он работает с отдельным человеком, Он это все закручивает так, что человеку становятся видны вещи, которые обычными глазами не видны. Человек возносится на такой уровень переживания, на котором это происходит. И это переживание чаще всего замешано на покаянии, на переживании диспропорции между собой и Всевышним. Диспропорции, которую мы в повседневности, в обыденном сознании просто стараемся не ощущать. Просто иметь ее в виду как факт, находящийся на периферии сознания, но не ощущать – потому что это ощущение очень энергозатратно.
Недавно слушал и смотрел выступление Познера, интервью с ним. Он известный человек, очень популярный. Абсолютный атеист. Коммунистом был какое-то время. Но имеет репутацию человека, который рубит правду-матку. Важная вещь — его триязычность, и три гражданства у него. Это всегда важно, когда есть у человека с детства. Важно, потому что он сравнивает разные культуры, и, соответственно, стереотипов у него оказывается меньше. Свежий взгляд, незамыленный. И тем не менее, он такой, я повторяю, атеист. О русской православной Церкви он, конечно, с полным неприятием высказывается. Ну, кстати, о католической Церкви тоже без почтения. Может быть, он лучше относится к протестантам за их непосредственность и меньшую, как ему представляется, идеологизированность. Но интересно, что в этом интервью он ругал все, и религию. Что в вере как таковой ничего плохого нет, потому что она помогает человеку переживать земные трудности, — когда веришь в будущее, легче. Это для него то позитивное, что есть в религии. Как морковка, которую держат перед ослом, и у него прибавляется энтузиазма и сил. Примерно так звучит в его исполнении. А институционализированная религия — это для него абсолютно такая мерзость и идеологизированное вранье. И это он все высказывал, и что-то там коснулось личности Иисуса, и тут же он как-то осекся, и говорит: «Ну вот об этом я не хотел бы говорить сейчас». Как-то так он сказал, я уже точно не помню. Но видно было, что эту личность игнорировать и отбросить, он просто не может, несмотря на весь этот задор. Проникает эта личность. Уж не знаю через какие каналы, чакры, через что.
И я все время думаю – насколько легче бы была религия, христианская и вообще религия, без богочеловека, без Христа. Легче и понятнее – Иисус как пророк, как один из многих. Добрый, хороший такой. Альтруизм в героической степени. И посмертное существование. Но нет, Он оказывается камнем преткновения. Спасибо.
© Священник Сергей Николенко 2013